«Лошадиная энциклопедия» Александра Невзорова

Все, что связано с лошадьми, – обязательно красиво. В этом никто не может усомниться. Так что, выбирая героев для своего нового фильма, Александр Невзоров не ошибся и сделал правильную ставку на всеобщую любовь (пусть и не подкованную профессиональными знаниями), но зато – искреннюю к этим преданным, сильным и в тоже время грациозным созданиям. Суммируя свою давнюю страсть к лошадям, не раз продемонстрированный талант телевизионщика и безусловное чувство вкуса, Невзоров взялся за съемки фильма «Лошадиная энциклопедия».
Не секрет, что мнение об Александре Глебовиче во все времена было противоречивое и далеко не всегда положительное, но в тоже время лошади, а именно о них новый фильм, несомненно, завоюют внимание зрителей. Даже той их части, которую с натяжкой можно отнести к рангу почитателей Невзорова.
Кстати, не менее любопытен и тот факт, что, в отличие от всех предыдущих работ Александра Глебовича, «Лошадиная энциклопедия» – фильм не о войне, криминале и грязи.
<z>– Александр Глебович, кому изначально принадлежит идея создания новой программы на Первом канале?</z>
– Сама идея снять фильм пришла Константину Эрнсту. Он посмотрел какое-то французское кино, где я работал с лошадьми – готовил их для съемок. Он даже не поверил, что такое в принципе возможно. И Костя предложил сделать фильм обо мне. Я сказал, что глупо снимать фильм обо мне, коль скоро есть люди значительно более великие, у которых я – едва подмастерье. Есть Люраши, есть Парелли. Если делать фильм такого типа, то надо делать фильм обо всех. И в первую очередь о людях, которые кардинально меняли судьбу лошади. Надо делать фильм о гадости, скотстве и мерзости конного спорта. Потому что ничего более примитивного, глупого и жестокого вообще не существует. Взять хотя бы те мучения, которые доставлялись лошади в кавалерии. Она служила так же, как служили люди, выполняла какие-то задачи, которые казались тогда важными. Можно оправдать тупого туркменского пастуха, который бил лошадь нагайкой, потому что он обеспечивал с ее помощью свою жизнь, но оправдывать спортсменов, которые истязают лошадей ради своего удовольствия... Сначала это было пять серий, потом стало десять, а теперь и еще больше.
<z>– Где проходили съемки?</z>
– Повсюду: во Франции, в России, в Голландии, в Южной Дакоте и в Северной Каролине где угодно.
<z>– Монтаж не мешает вашей депутатской деятельности?</z>
– Нет. И в Думу успеваю ездить. Уверяю вас, что другие депутаты на девок, на примерку ролексов, тусовки и дегустацию коньяков тратят гораздо больше времени, чем я на монтаж.
<z>– Александр Глебович, вы знаете лошадей давно и хорошо, а простой зритель поймет вас?</z>
– Самой большой проблемой для меня было переводить текст на общечеловеческий язык. Будучи специалистом, я некоторые вещи понимаю слишком углубленно, к некоторым отношусь слишком легко. А, вместе с тем, большинство людей нуждается в очень тщательной расшифровке – что такое лошадь, что доставляет ей боль. Все это мне приходилось делать, порой наступая на собственный профессионализм, уходить из некой плоскости мастера, который понимает нюанс между неаполитанским пиафом и пиафом ля Гринирьера. Это одно из самых простых упражнений, с помощью которых воспитывается лошадь, совершенствуется ее биомеханика.
Вот простой пример: объяснить, что такое пробник. А ведь это – самое несчастное существо на свете, неценный жеребец. Чтобы проверить, отбивает кобыла или нет, к ней сначала подводят пробника. А когда он заводит кобылу, заводится сам и становится понятно, что кобыла его не отбивает? – его, кричащего малыша, уводят, и на смену ему приходит племенной жеребец и уже по-настоящему кроет. А он вытирает слезы в углу. И для того, чтобы перевести эту ситуацию, пришлось проводить аналогию на человеческих танцах, где есть очкастый пробник, которого подсылают к девчонкам выяснить их настроение. А потом грубо отпихивают другие, породистые, и он плачет в углу.
Вот так приходилось все время работать. Равно как пришлось очень много давать всяких костюмно-исторических ретроспектив, связанных с историей лошади. Для того чтобы объяснить ее роль в человеческой истории. Даже не столько роль, она понятна, сколько само отношение к лошади. Влияние разных религий на ее судьбу. Чем была для лошади война, и чем она была страшна. Как совершено справедливо было сказано Наполеоном, «лошади не имеют Родины и не хотят за нее сражаться».
<z>– Во многих специализированных изданиях высказываются разные (весьма противоречивые) мнения о ваших способностях как конника.</z>
– Пока были «600 секунд» и был Невзоров, всегда существовала толпа мелких шавок, которые тявкали по поводу меня и всего, что я делаю. Что касается лошадников, то большинство из них не умеет и сотой доли того, что знаю я, оттого и бесятся. Я не считаю, что в России есть хоть один специалист по вопросам обращения и работы с лошадьми. У нас никогда не было школы, не было культуры взаимоотношения с лошадью. Есть, разумеется, несчастные сотни конюшенных мальчиков и девочек, которые этих лошадей истязают, варятся в собственном соку. Но есть простые люди, и я сделал все, чтобы они поняли.
<z>– Получается, что в России не так уж много людей, которые действительно разбираются в лошадях?</z>
– На самом деле очень много. Правда, к сожалению, не на том уровне. Немало людей, для которых лошадь – это некое романтическое понятие. С другой стороны, существуют лошади на улице – городские. Никто даже не представляет, какая это беда, в каком состоянии находятся эти животные. Какое удовольствие покупают люди за сто рублей, когда садятся на совершено больную лошадь, потому что в городском прокате по определению не может быть других – туда идет только отбраковка по здоровью. Существует метод проверить, в каком состоянии находится лошадь: для любой здоровой естественно быть веселой, игривой, сильной. Но чтобы сделать городских лошадей покорными, их кормят ровно столько, чтобы все силы уходили на поддержание жизни. То есть практически держат впроголодь. Тем не менее посмотрите, сколько людей тянется к этим голодным, больным городским лошадям.
<z>– Все атрибуты, связанные с лошадьми, стоят кучу денег. Это действительно необходимо лошади или это то, чем тешит свое самолюбие ее хозяин?</z>
– Ну, например, уздечка лошади не нужна вообще, никакая и никогда. Я уже много лет не пользуюсь ими. И никакими игрушками и никаким железом. И вообще ничем. И лошадь замечательно управляется без всякой уздечки. Что касается седел, так они не средство управления, а лишь удобство всадника, и лошади тоже, потому что вес наездника распространяется по большей площади спины лошади и меньше давит на мышцы и нервы.
Да, это стоит денег, но все, что связано с лошадью, всегда недешево. Хотя это чисто человеческие игрушки, лошади они абсолютно безразличны.
<z>– Вы считаете себя человеком, понимающим лошадь?</z>
– Вы знаете, это – очень сложный вопрос. Думаю, что даже такие великие мастера, как Люраши и Парелли, еще не до конца исследовали лошадь.
<z>– В съемках «Лошадиной энциклопедии» принимал участие Владимир Барсуков. Человек, скажем так, обладающей весьма неоднозначной репутацией. По крайней мере, если верить газетам.</z>
– Все, что пишут в газетах, – абсолютная ложь. Я совершенно не понимаю, чем вообще такой «тихий ангел», как Владимир Сергеевич, мог заслужить такие слухи о своей персоне.
<z>– Александр Глебович, а зачем вообще потребовалось снимать в своем фильме не только актеров-профессионалов, но и людей, для которых лицедейство – не есть способ существования?</z>
– Все дело в том, что в большинстве своем актеры – весьма стереотипны, и далеко не все способны хорошо сыграть. Владимир Сергеевич исполняет роль короля Людовика XIV, а у них – стопроцентное сходство. Если бы эту роль исполнял артист, он бы пользовался только своими способностями и навыками. А короля должен играть король! А Барсуков король по жизни, среди людей вообще, среди друзей… Я его очень долго уговаривал. Пообещал большой клубничный торт со взбитыми сливками. Вот так и приходилось зазывать: кого тортом, кого килограммом изумрудов... изготовленных художником фильма Константином Константиновичем. Отличные, кстати, изумруды он делает.
<z>– Вы не думаете, что, привлекая людей, вокруг которых ходят разные нелицеприятные слухи, навлечете на себя и свой фильм очередной всплеск негодования? Или как раз об этом вы и думаете?</z>
– У меня никогда не было и нет задачи полностью соответствовать тем странным понятиям о приличии и однозначности, которые бытуют среди людей.
<z>От автора. Помимо Владимира Барсукова, «блестяще», по словам г-на Невзорова, сыгравшего короля Людовика XIV, в «Лошадиной энциклопедии» снимались: предприниматель Вячеслав Дмитриченко (в роли Гулливера), небезызвестный автор «ментов» Андрей Кивинов (в роли священника). Сергей Селин представлял актерскую братию, исполняя роль капитана испанского корабля.</z>