Кегостров - операция на сердце

Вы когда-нибудь видели Кегостров с высоты? Он похож на разбитое сердце. Когда-то это был район, живший за счет двух лесообрабатывающих заводов. Своеобразный дачный поселок. Теперь Кегостров представляет собой коллекцию всевозможных проблем.

Остров невезения?

Как попасть на Кегостров? На пароме, а по самому острову ездит один маленький «пазик». Дорог здесь нет в принципе - классическое бездорожье. Тротуаров тоже нет. А теперь представьте, что вам нужно с утра на работу: по колено в грязи вы бредете к пристани, а потом 17 минут на пароме, и вот она – большая земля. Не стоит удивляться, что жителями Архангельска жители Кегострова себя не считают.

– Больше всего мне запомнился один разговор. – рассказывает о поездке на Кегостров председатель городского Совета Дмитрий Юрков. – Когда мы приехали, нам рассказали, что на средства городского бюджета около пристани поставили скамейки и урны. На следующий день местные жители сбросили их в воду. Когда мы спросили, почему они это сделали, они сказали, что скамейки поставят себе сами. А если чиновникам некуда девать деньги, то пусть они лучше сделают нормальные дороги. Кегостровцы хотят, чтобы их женщины приезжали на работу в чистых туфлях. Чтобы они чувствовали себя горожанками и просто красивыми женщинами.

Казалось бы, странная акция – скамейки и урны в воду. Однако суть такого демонстративного отношения становится понятна после диалога с жителями Кегострова. Власти не делают одной важной вещи – не проникают в потребности жителей и характерные особенности самого острова. Скамейка и урна, во-первых, должны стоять там, где в них есть необходимость. А во-вторых, почти издевательская насмешка разместить урны в жилом районе, где нет дорог, а мусора здесь много и вывозить его некому и не на чем. Технику для ремонта дорог и вывоза мусора на остров не привезти, ведь ходит только паром. Еще есть несколько старых развалюх, жить в которых невозможно, а разобрать без разрешения городских властей нельзя.
Городские же власти на остров заглядывают редко: добираться сложно, дороги, знаете ли, плохие. Но, как ни странно, для самих островитян эти проблемы не самые важные.

– Самое важное для нас – привести в порядок кладбище, – говорит заместитель председателя совета земляков-кегостровцев Вадим Медведков. – Оно не огорожено, рядом сваливают мусор - на эту картину больно смотреть. Люди, которые не ухаживают за могилами предков, забывают о прошлом. Каким может быть будущее у таких людей? Чему учатся, глядя на это, наши дети? Этим летом по Кегострову прошли пожары. Они начались с кладбища и на нем закончились, опоясав остров кольцом. У нас бабушки говорят, что это дурной знак.

Запрос на ТОС

Решением этих кегостровских проблем многие видят в ТОСе – территориальном общественном самоуправлении. О том, что это такое и как работает, лучше всего спросить у председателя городского Совета Дмитрия Юркова. Это по его инициативе был подготовлен пакет документов для организации ТОСа на Кегострове:

– В данном случае это оптимальная форма самоорганизации граждан. – рассказывает Дмитрий Юрков. - Здесь люди лучше понимают, на что необходимо тратить деньги. помните историю со скамейками? Но самое главное, есть желание решать свои проблемы самостоятельно. Вот смотрите, кто главный в городе? Думаете, мэр? Ничего подобного! Главный в городе простой житель, дядя Ваня. Он живет в обычном архангельском дворе и исправно платит налоги. Это на его налоги живут мэр, чиновники и депутаты. За 2006 год городской бюджет получил 1 млрд 469 млн 704 тысячи рублей – это налоги от физических лиц. 13% каждый месяц не так уж и много. Но однажды дядя Ваня подсчитал, сколько он заплатил за десять лет, сумма, как вы понимаете, получилась немаленькая. Он выглянул в окно, а во дворике за десять лет ничего не изменилось. А где деньги? А на его деньги залили асфальтом дорогу около мэрии или где-нибудь еще в центре города. Так вот, ТОС позволяет расходовать денежные средства на то, на что это действительно необходимо. Я знаю, что на Кегострове необходимо благоустраивать кладбище, а им вместо этого скамейки ставят.

По сути, подъезд или дом - это зона ответственности самих жильцов. Они решают, кому будут платить деньги за уборку и содержание дома – компаниям-подрядчикам или муниципальным предприятиям. Но они не могут заниматься проблемами дворовой территории. А ТОС решает эту проблему. Опять же это оптимальная схема для отдаленных микрорайонов или островных территорий. Уж чего-чего, а этого в Архангельске достаточно.
Кардио-вмешательство

Создание ТОСа для Кегострова можно сравнить с операцией на сердце. Она даст ему возможность полноценно работать, это своеобразное излечение от проблем. Проблем в городе сейчас предостаточно: котельные, дороги, ремонт жилого фонда, но все это решается из года в год. Каждый раз перед началом отопительного сезона мы снова вынуждены возвращаться к этим вопросам. Организация ТОСа на Кегосторове это решение проблемы как таковой - не на год, не на два, а в принципе.

– ТОС идеально подходит для Кегострова, – говорит депутат областного собрания Антонина Драчева. – Это явно ограниченная территория, отделенная от всего остального города, но главное – люди готовы к созданию ТОСа. Архангельску и финансово это выгодно. Я присутствовала на одном из собраний на Кегострове, и там была интересная ситуация. Сейчас для того, чтобы спилить один тополь в городе, выделяется шесть тысяч рублей. Мы спросили у мужчин на острове, за сколько они готовы сделать эту работу. тысяча-полторы. То есть в пять раз меньше. То же самое со всеми остальными вопросами.

Сами островитяне решать свои проблемы давно готовы. В их памяти еще свежи советские домовые комитеты, поэтому ТОС для них – не новинка.

– Сами так сами, – говорят кегостровцы. – Нам только технику для чистки дорог закупить да переправу наладить, а дальше разберемся.12 сентября на сессии городского Совета снова будет решаться вопрос о создании ТОСа на Кегострове. Люди всем сердцем ждут решения. От него во многом зависит все устройство их дальнейшей жизни.

Арсений МАМОНТОВ.

Правда Севера