Юрий Злотников: от "кардиограмм" к метафизике

Сегодня в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка произведений известного московского художника Юрия Злотникова. Экспозиция включает около 200 произведений живописи и графики.

 

Юрий Савельевич Злотников родился в Москве в 1930 году. Во время войны, в 1943 он начал обучение в Московской городской художественной школе при Академии художеств СССР. После ее окончания Злотников работал художником-дизайнером на ВДНХ, проходил стажировку в Большом театре, сотрудничал в качестве книжного иллюстратора в московских издательствах.

В 1950-х Злотников создает масштабный цикл графических работ, состоящий из сотен листов, который называет "Сигнальная система". Художник занимается исследованием природы искусства, изучает механизм и специфику реакции субъекта на цвет и форм. "Сигналы", выросшие из увлечения кибернетикой, психологией и философией, напоминают научные эксперименты. Эти опыты имели практический вектор: свои гипотезы и этапы проверялись, например, в электрофизиологической лаборатории мединститута. "Я был связан с электрокардиологией. Меня интересовало ритмическое воздействие этого искусства. Каждый тогда искал свой выход", - рассказывает художник. Злотников предпринимает множество утопических попыток внедрить открытые им фундаментальные законы цветового и формального воздействия в строительство и дизайн - вплоть до разработки интерьеров космического корабля.

Наряду с абстракцией Злотников занимается и фигуративной живописью. Он создает "социальные картины", как "Улица Горького" или критические, как "Столовая. Балаково". В этих произведениях художник пытается исследовать общественную реальность.

В 1960-70-е годы Злотников с одинаковой активностью работает как график и как живописец. В это время меняется характер абстрактных работ - от психофизиологии "Сигналов" он переходит к метафорике больших пространственных композиций. "Метафизическая композиция" 1978 года – подаренная Злотниковым, классическая формула его устремлений тех лет. Космос и место человека в нем, баланс природы и культуры, стихии и разума - вот темы, которые интересуют художника.

Сейчас Злотников работает над циклами "Конструкция и структура", целью которых по его собственным словам, является поиск "синтеза между логическим началом и началом чувственным" для того чтобы выразить "динамический баланс мира".