Петербургский миллионер с «защитными» корнями

Сегодня Игорь Минаков – успешный петербургский бизнесмен. В активе – свой банк, ряд крупных коммерческих структур, неформальное влияние на городскую сферу ритуальных услуг... А еще меценатство – помощь детям-инвалидам и поддержка молодых живописцев... В девяностых осталась Ассоциация «Защита», в числе основателей которой был Игорь Адольфович или, как называли его в узких кругах – Адольф. Остались громкие корпоративные конфликты и хлесткое слово «рейдер», недолгое заключение под стражу по обвинению в похищении человека. Позднее успел Игорь Минаков взять под свой контроль сначала одного монополиста – «Ленэнерго», затем другого – ГУП «ТЭК», дружил с верхушкой Смольного... А потом...

Потом звучная в чиновных, криминальных и милицейских кругах фамилия неожиданно сошла со страниц газет, стала реже упоминаться в конфликтных разговорах... Со сменой губернатора и уходом старой команды отошел немного в сторону и Игорь Минаков. Кто-то думал – растерялся. А он остановился, огляделся вокруг, поменял офис в Петропавловской крепости на выстроенный им же шикарный бизнес-центр на проспекте Добролюбова. Говорили, что один из этажей здания занимает его квартира – чтобы не отвлекаться от бизнеса.

Старая минаковская гвардия сейчас занимает немало теплых мест, сам он по-прежнему фигура – не слишком публичная. Так, иногда, захочется Игорю Адольфовичу глогнуть чуть-чуть славы – и журналисты мгновенно собираются в круг. Время идет вперед, и вертолет Минакова все чаще разрезает небо соседних регионов... Он рано стал влиятельным человеком – лет в тридцать. Продвинутый, с хорошим чувством юмора и тонким чутьем охотника. Деньги любили его, а Игорь Минаков умело преумножал капитал, лавируя между бандитскими группировками, государственными служащими и борцами с организованной преступностью.

Как- то не верится, что через несколько дней ему стукнет полтинник. Минакову – пятьдесят. Ему есть, что вспомнить и о чем рассказать. Но за свою бурную жизнь этот человек дал, пожалуй, всего одно полноценное интервью – журналу «Оперативное прикрытие». Долго отказывался. Пытался отложить, ссылаясь на неотложные дела. Старался уйти от ответов на личные вопросы, и вдруг разговорился... Как назло, именно на развороте, где был опубликован материал, в типографии перелили краски. Увидев иллюстрации малопонятного цвета, Игорь Минаков был ошарашен, если не сказать разгневан...

С тех пор полиграфическая техника ушла далеко вперед. Досадный инцидент забылся. Герой интервью готовится отметить свой юбилей. И, наверное, самое время вспомнить о том, что тревожило и интересовало Игоря Минакова тогда, в середине непростых девяностых...

    Кирилл Метелев

 

Игорь Минаков: «... Мало кому мы нужны такие – сильные и независимые...»

Тяжело говорить о себе. Я не одиночка, и обязательно долен быть в стае. Предприятий с моим участием большое количество. Не только охранных. А по совершенно различным видам деятельности. Но в их финансовые вопросы я не вмешиваюсь до тех пор, пока не появится необходимость. Сейчас время такое – приказано выжить...

- Игоря Минакова часто называют бизнесменом от охраны...

- Да, действительно, свою карьеру бизнесмена я начинал в области охранного бизнеса. Занимался этим достаточно серьезно. Тогда мне приходилось встречаться с самыми разными людьми. Среди них есть те, кого я по сию пору уважаю за определенные качества. Пересечение интересов?.. Бывает, но я считаю, что люди могут обо всем договориться даже в конфликтных ситуациях. Это разумно.

У охранного бизнеса нет особых отличий и преимуществ перед остальными сферами предпринимательства. Открою маленький секрет: у нас есть клуб, в котором на протяжении года раз в месяц встречаются все партнеры по бизнесу. Со многими из тех, кого мы охраняли, я по-человечески дружу. И вообще, на охране денег больших не зарабатывают. Если говорить о финансовой стороне, это – вспомогательный бизнес. Другое дело, без этого в нашей стране не прожить. Единственный путь к развитию малого предпринимательства – обеспечить его безопасность.

- Игорь Минаков – личность неоднозначная: кто-то отзывается о нем хорошо, другие – с нескрываемой неприязнью...

- Есть такая поговорка: мало кому мы нужны такие – сильные и независимые... Вот и возникает у завистников желание очернить. Я как-то поделился с одним человеком, мол, никому не мешаю – ко мне бы не лезли. А он отвечает: «Ишь ты, как захотел!»

- А насчет резиденции в Петропавловской крепости?

- Здесь хорошо работается. Вопреки распространенному мнению, сейчас я не занимаюсь охранным бизнесом. Хотя иногда консультирую руководство из концерна «Защита». Но это, скорее, долг моему прошлому. Сегодня есть более важные задачи. И незавидное материальное положение правоохранительных органов ни у кого не вызывает сомнения.

Я обеспокоен этой ситуацией, потому что сам вышел из милиции. В разное время мы с друзьями создали несколько фондов содействия различным силовым структурам и не так давно их объединили. Через эти фонды помогали ребятам, которые в Чечню уходили, финансировали лечение сотрудников милиции, ремонт служебных автомашин. Помощь ощутимая. Затрудняюсь назвать точно порядок цифр... Сотни миллионов.

- Может, бизнесмены покупают себе теплые места в камерах?

- Среди вкладчиков не было ни одной криминальной структуры. Это и РУОП подтвердит. Не так, что кто-то пришел с улицы и денег дал. Моя позиция – нельзя не участвовать в общественной жизни страны, в которой живешь. И банкиры не считают, что Минаков пришел за деньгами, чтобы себе кусок оторвать и запихнуть в карман. Все понимают, он копейки не возьмет. Потому что сам – небедный человек.

- Есть мнение, Минаков настолько крут, что собирается отъехать за рубеж...

- Не дождетесь! А слухи эти муссируются уже год. Что заработал много денег и пакую чемоданы в Америку, где, кстати, ни разу не был. И, якобы, даже купил дом в Калифорнии. По соседству со Шварценеггером. Я ни за что не оставлю здесь родных, а их достаточно много. Но дом есть. Беленький. В поселке Лисий Нос.

- Считает ли его хозяин себя новым русским?

- Конечно... Когда мы с мамой шесть лет назад впервые поехали в Финляндию. У нас на двоих было 270 долларов. Предел мечтаний. Взяли с собой макароны, колбасу. На финляндской таможне нас развернули, сказав, что колбасу провозить нельзя. Отдали солдату. Хотя офицер нас за это отругал... А когда мама зашла в продовольственный магазин, она просто расплакалась. А мама – очень сильный человек. Меня растила в одиночку. Блокаду пережила...

Мы были тогда старыми русскими. Которые плакали в магазинах, экономили каждую копейку и брали с собой две канистры бензина на однодневную поездку. Сейчас все иначе. И дает определенную легкость. Нас учили в школе ненавидеть жадных капиталистов... Не знаю, что в Швеции – капитализм, социализм. Но когда я там недавно был по делам, поразился: в выходной день никуда не попасть – очереди. Гуляет весь народ. И у всех хватает, на что веселиться и ликовать... Вот я – за такое массовое явление.

- На день рождения Игорю Минакову подарили водный мотоцикл...

- Я вообще решил немного изменить свою жизнь. Уже пять лет мой рабочий день составляет 12-14 часов в сутки, включая субботу. А ежегодный отпуск десять дней. На Канары и Мальдивы не ездил. Вот в таиланде побывал. По чартерному рейсу. Ялюблю скромный отдых. И не потому, что денег нет. Эхто нгадо же уметь – заказать в шикарном ресторане обед из изысканных блюд. Или хорошее вино от среднего отличить. Мне как-то товарищ дал попробовать вино – пятьсот долларов бутылка. Так по мне, лучше бы на эту сумму водки ливизовской закупить.

За минувшую осень шесть раз съездил на охоту. Убил 64 утки. Побывал с семьей в Новгороде, потому как дочь редко видит отца. А еще мне понравился подводный спорт. В Таиланде я два дня просидел в воде и смотрел на рыб сквозь маску. А потом жена купила подводное ружье, которое развалилось после нескольких выстрелов. И пока я гордо охотился, весь пляж смеялся, глядя на торчащую из воды задницу статридцатикилограммового мужчины. Теперь собираюсь заняться аквалангом. Еще слаломными лыжами.

- Лучше ли видна жизнь из окна «Мерседеса»?

- Нет, пешеходу она видна объективней. А «Мерседес»... Так в нем не бездельники ездят. Да, я, может, ем и пью, что захочется. Зато график работы...

- Знающие люди утверждают, что у Игоря Минакова есть железное правило – проводить не менее десяти встреч в день...

- А меньше никогда и не бывает. Когда говорят, что я – трудолюбивый, отвечаю – на самом деле работать не люблю. Но способен. И считаю, что лучшее мое качество – трудоспособность.

 

ИЗ АРХИВА «ОП»

Минаков Игорь Адольфович. Родился 22 июня 1960 года. Женат. Дочь четырех лет. Живет в загородном доме площадью 150 кв.м., выстроенном на участке, которым с 1910 года принадлежит его предкам – Барановым. Потомственный купец. До революции Барановы владели мясными лавками. А также несколькими домами в Петербурге. Из машин предпочитает «Мерседес».

После демобилизации из армии год проработал постовым милиционером. Затем три года в Сестрорецком уголовном розыске. Заочно окончил Академию МВД России и впоследствии работал в Управлении БХСС в отделах по борьбе с валютными операциями и организованной преступностью.

После увольнения из милиции старший лейтенант Минаков был одним из организатором и руководителей Ассоциации «Защита». В настоящее время – председатель Союза фондов поддержки правоохранительных органов.

 

    Ким Шипов, журнал «Оперативное прикрытие», №6, декабрь 1996 года