Гниль и «крыша» сожрали древний город…

Выборг – единственный средневековый европейский город на территории России. И нет ничего удивительного в том, что туристический потенциал здесь достаточно высок. Город и окрестности привлекают исчезающей уникальной красотой типично скандинавской природы и ещё сохранившейся архитектурой. Несколько лет назад Выборг был переполнен гостями, причиной чему являлись многочисленные культурные проекты, разумно привязанные к наиболее популярным туристическим объектам. Но всё меняется… 

В древнем городе, на территории Выборгского замка и Аннинских укреплений в 2005-2007 годах, с размахом проходил Castle Dance (CASTLE DANCE. Ice Edition). На международном фестивале электронной музыки в стиле trance собиралось до 35 тысяч человек. А на фестивале X-Farvater, близком по духу рейв-проекте, который был создан местными энтузиастами – до 15 тысяч посетителей.


Выборгский замок, старинный парк Монрепо и Анненские укрепления принимали на своих площадках и менее многолюдные мероприятия, проходившие ежегодно – рок-фестивали «ЛЮДИ», «Дверь В Лето» и «Дети Холмов», представлявшие, кроме музыкантов, театры и изобразительное искусство. Фестивали культуры Индии и кельтской культуры. Международный джазовый фестиваль «Серенады Выборгского замка» с его более 20-летней историей.


Все эти культурные акции, высоко оцененные международной аудиторией и прессой, закрыты. Ни одно из этих мероприятий не стоило и копейки ни одному из бюджетов. Все они создавали рабочие места. Молодёжь во время каникул охотно подрабатывала на монтаже сцен и оборудования, уборке территорий, в туристической навигации и дистибьюции билетов. Охрану и безопасность на платной основе обеспечивали как местная полиция, так и квалифицированные частные охранные структуры.
Сначала беда пришла в виде анекдота 

Дольше всех продержались культурные проекты, которые были привязаны непосредственно к средневековой истории города. Старейший из них – фестиваль «Рыцарский замок», положил начало реконструкторским баталиям в России два с лишним десятилетия назад. Не менее востребованным был проект, демонстрирующий культуру Средневековья во всех её проявлениях – «Майское дерево», он знакомил со старинным театральным искусством, музыкой, ремеслами и даже кулинарией. Идеологически близкими к ним были появившиеся позже «Средневековая сказка», «Средневековый город», «Выборгский гром».


Город наполнялся костюмированной публикой, приближаясь к карнавальной Венеции, на каждом перекрестке звучала музыка этнических ансамблей, игравших средневековую архаику, лотки ремесленников предлагали аутентичные кованые и гончарные образцы старинных изделий, на вертелах румянились поросята, а в кубках пенились эль и медовуха, сваренные по древним рецептам.


Наибольший вклад в организацию этих мероприятий внес реконструкторский клуб «Тевтонский орден», не только тянувший на себе три из них: «Рыцарский замок», «Средневековая сказка», «Средневековый город», но построивший и бесплатно передавший замку зрительские трибуны стоимостью около 400 тысяч рублей.

Беда не подкралась незаметно – она прогрохотала в медиапространстве в 2013 году, когда юный и.о. главы Выборгской администрации Алексей Туркин решил рыцарские турниры запретить. Свои абсурдные мотивы он изложил в официальном письме, направленном в Музейное агентство, администрировавшем в то время работу Выборгского замка (дословно):

«Тевтонский орден» – исторически сложившаяся враждебная структура для Руси, с которым героически сражался Святой Благоверный Князь Александр Невский. В годы Второй Мировой войны с символикой этого Ордена полчища немецко-фашистских захватчиков ворвались на территорию нашей Родины. В этой связи пропаганда данного Ордена путем проведения его массовых мероприятий представляется непатриотичным и не отвечающим реалиям современной внутренней политики Российской Федерации, как духовному объединению нации, так и вопросах воспитания подрастающего поколения».

Примечательно, что его шеф по фамилии Буянов теперь поставлен руководить восстановлением старинного ландшафтного парка Монрепо, разбитого баронами Николаи в XVIII-XIX веках. Россия взяла 25 млн долларов на его реставрацию в кредит у МБРР.

Похоже, результаты деятельности господина Буянова на новом поприще столь разрушительны, что об этом с гневным недоумением пишет главная газета Финляндии Helsingin Sanomat. Туристическая привлекательность парка, равного которому когда-то не было в Европе, стремительно падает.


Рыцарские турниры со временем в Выборг вернулись, но, как оказалось, ненадолго. Наряду с другими мероприятиями, они сделали своё дело для продвижения городской индустрии туризма – в прошлом году Выборгский замок стал победителем премии Russian Event Awards как «лучшая площадка для проведения туристического события». 

Тушканчики против туризма?

В 2015 году в замке сменилось руководство. На смену Светлане Абдуллиной, десятилетия назад принявшей полуразрушенный объект с крошечным краеведческим музеем и превратившей его в международный мультикультурный центр, пришёл областной депутат Владимир Цой.

Ему – 32 года. Дипломированный социолог и искусствовед (учился в СПбГУ), к которому благоволит высокое начальство. Именно Цой выступает в качестве заказчика на нескольких объектах, которые восстанавливаются в рамках концепции, созданной ФГУП Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (ЦНРПМ). Всего в Выборг планируется направить 28,5 млрд рублей.

Новый директор со страстью приступил к восстановлению некоторых замковых объектов, что не удивительно при бюджете, равном стоимости недавно завершенной полной реставрации римского Колизея. С самого начала было заявлено, что на время реставрации замок будет закрыт для любых мероприятий. Мол, для крепостных стен опасен даже международный джазовый фестиваль «Серенады Выборгского замка», потому что звук саксофонов может их обрушить. Фестиваль обычно собирал около 300 человек из России, Эстонии и близкой Финляндии, приезжавших на это элегантное мероприятие.


Тем временем туристический поток в Выборг стремительно сокращался. В замке проводились лишь проекты, созданные его администрацией. Новости, приходящие оттуда, в основном ограничивались сводками о самочувствии кота Филимона, выбранного пару лет назад новым руководством в качестве промо-символа замка, и при всей симпатичности животного набили информационную оскомину.

В репортаже канала «Россия 24» Владимир Цой объяснил падение туристического потока безразличием горожан, сосредоточившихся на работе «тушканчиками». Тушканчиками (тушканами – от слова «тушка») в Выборге называют тех, кто, имея открытую визу, готов за 10 евро пересечь границу, ввезя в Россию обратно несколько разрешённых килограммов сыра или масла, сдав их по приезду заказчику. Заказчик, в свой черед, сгоняв в ближайший финский Лаппеенранта пару машин с десятком тушканов, получает на выходе, например, 50 килограммов санкционного сыра, делая свой скромный бизнес.

«Майское дерево» срубили

Но город не только ввозил санкционный сыр. Это лето нищающий Выборг предвкушал – начнётся туристический сезон, оживится торговля, доход начнут получать кафе и гиды, таксисты и торговцы сувенирами.

Основными ожиданиями в области событийного туризма были остававшиеся ещё в живых фестиваль этнической музыки «Майское дерево» и реконструкторский турнир «Выборгский замок».


«Майское дерево» срубили первым. Вот как описывают ситуацию организаторы: «Нам твердо дали понять, что ничего, кроме продукта, создаваемого новым руководством замка, больше никогда не будет не только на территории замка, но и в Выборге вообще. Даже Анненские укрепления, отношения к замку не имеющие, не будут больше предоставлены под наш проект. Мы не станем бороться с чиновничеством, просто, с болью, но забудем полтора десятилетия ежегодных летних карнавалов, сжившихся с Выборгом. Город превращается в пустыню. Мы будем искать другие площадки».

На своей официальной странице в социальных сетях организаторы пишут:

«Ни комитету культуры Ленобласти, ни дирекции замка, ни Выборгской администрации – фестиваль не нужен. Для нас это вне понимания… и нет уже никакого желания пытаться понять, чем так плох праздник, для реализации которого им ничего не надо делать, получая и мероприятие, и туристов, и внимание прессы.

Мило улыбаясь, новый хозяин замка сказал, что вовсе не против, давайте проводить, но потом, возможно в следующем году или.. … , а сейчас ну никак, все выходные, на всю весну лето... флэши заняты. Очень технично и вежливо слили по дороге.

Для нас Майское Дерево – это гораздо больше, чем музыкальный фестиваль, это большая часть жизни! Без единой копейки от государства, полностью проект окупал себя, мы старались сделать для вас максимально возможную интересную программу и обеспечить безопасность на празднике, соблюдать баланс по стоимости билетов, условиям для ярмарки».

Не только мне, но и другим представителям прессы, Владимир Цой объяснил причины отмены фестиваля низким качеством музыкального контента. Хотя российские и зарубежные музыканты, участвовавшие в «Майском дереве», получали высочайшие оценки, как в России, так и в Европе, где успешно гастролировали. А ещё директор замка заключил, что торговля элем и медовухой, изготовленными по старинным рецептам – это спаивание молодёжи.


Не считаю нужным комментировать доводы Цоя, так как исторически «Майское дерево» – пивной праздник, как латышский Лиго или германский Октоберфест. 

«Тевтонский орден» наступает и проигрывает

Жан Багдасаров, руководитель клуба «Тевтонский орден», на вопрос о судьбе фестиваля-турнира «Рыцарский замок», ответил развернутым письмом.

«Еще в 2016 году господин Чайковский (председатель комитета по культуре Ленобласти – А. К.) пытался запретить фестиваль. Тогда вышла забавная ситуация.

Когда я пришел на прием с заявлением он первым делом спросил: «Кто вас крышует?» Я начал долго объяснять, что мы реконструкторы, это наше хобби, делаем праздник и привлекаем туристов за свой счет и что нас никто не крышует. Тогда он позвонил директору замка и долго с ним о чем-то разговаривал. Вышел хмурый и сказал: «Договаривайтесь с Цоем»...

…«С этого момента нам было ясно дано понять, что никак фестивалей не только в замке но во всем городе Выборге больше не будет. Точнее будут только те, которые будет курировать лично директор замка»…

…«Господин Чайковский прямым текстом заявил: «Либо работаете под Цоем, либо никак»…

…«На наше письменное заявление в комитет культуры мы получили ответ, в котором указано, что Аннинские укрепления находятся в аварийном состоянии, и они считают нецелесообразным проведение любых мероприятий»...



Копия этого ответа у меня есть. В ней все вызывает сомнения. В первую очередь компетенция Евгения Чайковского, пока известного лишь перенаправлением юсредств, которые предназначены на восстановление города, в адрес местной епархии РПЦ, варварски это наследие уничтожающей. По поводу чего международное экспертное сообщество направляло возмущенные письма Президенту и премьер-министру РФ и в ЮНЕСКО. 

Друзьям – всё, остальным – беззаконие?

 Если предположить, что Анненские укрепления находятся в угрожающем состоянии, а это не так, с мнением господина Чайковского можно было бы согласиться. И, что было бы полезно для туристической индустрии, совместно искать выход из положения – ограничить доступ публики к той части крепостных сооружений, которая видится близкой к разрушению, превентивное укрепление того, что может быть повреждено.

Я даже оставляю за скобками тот факт, что в Аннинских укреплениях просто не существует ничего, что могло бы быть поставлено под угрозу битвой конных, а тем более пеших рыцарей, призовой стрельбой из арбалетов и луков, либо исполнением средневековых баллад под звуки лютни.

Но поверить в декларативные заявления председателя комитета по культуре Ленобласти о беспокойстве за судьбу ОКН мешают факты. Например, обратившись к популярному ресурсу распространения билетов на зрелищные мероприятия spb.kassir.ru, мы читаем, что в продаже имеются билеты на Межрегиональный военно-исторический фестиваль «Рыцарский замок», проходящий 29 и 30 июля по адресу: Анненские укрепления и Выборгский замок!

Фото, прилагаемые к рекламному тексту, имеют логотипы музея-заповедника, руководимого Владимиром Цоем…

И это явно не тот турнир «Рыцарский замок», который, приняв эстафету от первых организаторов, семь лет успешно проводил в Выборге «Тевтонский орден» Жана Багдасарова. Несложный поиск в интернете приводит на официальную страничку межрегиональной общественной организации «Доблесть веков», которая представлена как организатор предстоящего мероприятия.

Первые же комментарии на страничке ставят точки над «i» в вопросе о том, чем занимается глава комитета по культуре господин Чайковский и какова цена бумажек, выходящих из его ведомства:

Максим Снежков:

– Т.е. Майскому древу и Жану отказали из-за состояния замка, а вам нет?

«Доблесть Веков» ответила Максиму:

– Главным организатором фестиваля выступает сам Выборгский замок, а мы лишь помогаем в реализации данного проекта :)

Дальнейшее исследование вопроса показало, что средства для турнира будут черпать, по традиции, из бюджета…

Смерть туризма

Выборг пуст, как и пляжи Крыма. Редкие туристы, бродящие по городским руинам, целью своего приезда часто называют печальную: «приехали проститься…»

Развалины древних соборов еще живописны, но поруганы расположенными в них станциями техобслуживания. Восточно-выборгские укрепления, возведённые героем Крыма Эдуардом Тотлебеном, понесли в этом году невозвратную потерю – их уникальные в своей суровой красоте пороховые погреба рухнули. Звуков саксофона с Башни Святого Олафа, открывавших более 20 лет международный джазовый фестиваль, уже не прозвучит. Не будет весёлых карнавальных хороводов вокруг музыкантов, играющих на волынках и лютнях «Майского дерева». Перестало биться в едином ритме многотысячное сердце фантастического trance-фестиваля Castle Dance, сверкавшего огнями циклопических экранов в Анненских укреплениях. Навсегда замолкли звуки ситара, флейт и виолончелей фестивалей Индийской культуры и «Двери В Лето». Могучая энергетика рока больше не объединит сотни и тысячи поклонников гитарных рифов на фестивалях «Дети Холмов» и «ЛЮДИ».


Город, по моему твёрдому убеждению, охвачен чумой чиновничьей корысти, пытающейся суррогатами заменить труд и порыв энтузиастов. Недавно Выборг посетило высокое начальство, назвав на совещании основной бедой города, состояния его архитектуры и туристического кризиса – отсутствие туалетов…

Рыцари «Тевтонского ордена» последние, кто пока готов бороться – руководство клуба обратилось в Федеральную антимонопольную службу и Следственный комитет с просьбой разобраться с тем, что председатель комитета по культуре области называет «крышеванием». Но уже перенацеливаются на организацию фестивалей «Былинный остров» в крепости Орешек и «Длинный Герман» в эстонской Нарве. Ещё одно предложение по организации турнира получено ими из Финляндии.


На эстонском телевидении 26 июня вышел оптимистичный сюжет «Российские реконструкторы перебираются в Эстонию: проводить фестивали на родине все сложнее и дороже». В нём описываются впечатления от фестиваля, организованного там изгоняемым из Выборга «Тевтонским орденом»: «Американская студентка Саша, изучающая русский язык в Нарве, тоже окунулась в эпоху балтийского Средневековья и с удовольствием помогала с выпечкой: «То, что я вижу, это супер-супер круто! Я никогда ничего подобного не видела. И в Америке у нас нет ничего такого. Я думаю, это очень круто, когда все эти культуры смешались в этом празднике».

Событие не оставило равнодушными и профессиональных знатоков прошлого. Ректор академии МВД, доктор исторических наук Катри Райк мечтает о ежедневном фестивале в Нарвском замке, чтобы в городе всегда было много гостей».

И еще раз – все культурные акции событийного туризма в городе, созданные энтузиастами без участия бюджетных денег, закрыты. Ни один проект, инициированный властями, не привлек туристов и не стал традиционным и ежегодным.

Сегодня не только зрители, скучающие по фестивальной праздничной атмосфере, но и артисты, российскому Выборгу предпочитают близкую Финляндию. Выборгский рок звучит на крупных площадках Хельсинки и в элитных клубах, исполнителям этнической и старинной музыки открыты церкви и певческие поля Суоми. Выборгские художники экспонируют свои работы и пишут этюды тоже в Стране Тысячи Озёр, местные кинематографисты организуют премьеры своих фильмов в Норвегии, а саксофон талантливого джазиста радует пассажиров финского парома.

О степени губительности происходящего для туристической отрасли скажут две цифры, привести которые я считаю необходимым. По недавно озвученному начальником отдела въезда иностранцев консульского департамента Министерства иностранных дел РФ Юрия Иванова сообщению, в 2016 году в Россию въехало 3,3 миллиона человек. В том же году испанскую Барселону посетило 32 миллиона иностранных туристов. Соотнося размеры Выборга и Барселоны, можно смело считать, что плотность объектов и потенциальных для Выборга событий, привлекающих туристов, примерно одинакова. Только объекты притяжения Выборга в руинах, а культурные события запрещены.

От туристической привлекательности Выборга, как мне кажется, осталось одно – приехать проститься с бывшей культурной столицей Финляндии, сосчитать каверны на теле Жемчужины Балтики, увидеть ржу и гниль, сожравшую город дотла.

 

                    Андрей Коломойский, специально для «Конкретно.ру», фото автора