Петербург не пойдёт по пути Москвы

Власти двух соседних регионов – Северной столицы и Ленинградской области, объяснили, почему им не подходит столичная реновация, и рассказали о собственных жилищных программах…

В июле вступил в силу федеральный закон о реновации в Москве. И хотя касается он сноса ветхих домов только в столице России, многие задаются вопросом о том, почему в стороне остался Петербург с его 7 тыс. «хрущёвок». Оказывается, от опыта Москвы дистанцируются не только здесь, где буксует своя программа реновации, но и в Ленобласти.

Как сообщил «Конкретно.ру» глава комитета по градостроительству и архитектуре – главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев, в городе ещё в 2008 году был принят закон №238-39 «Об адресной программе «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге».

Ппедполагалось заменить аварийные здания середины XX века на новые и комфортабельные, в тех же кварталах. В неё включено 40 кварталов. Жилые дома подлежат сносу или реконструкции в случаях, если они признаны аварийными, относятся к типовым проектам первых массовых серий или малоэтажной застройке до 1966 года, имеют высокую – более 70 % – степень износа вне зависимости от времени постройки, не соответствуют градостроительным регламентам. Вместе с «хрущёвками» Петербург также имеет ветхое и аварийное жилье конца XIX – первой половины XX века. Часть этих домов морально устарела.

Всего в адресную программу входит 1915220 кв.м. ветхого и устаревшего жилья – это 1095 домов и 110 тыс. жителей (всего в Петербурге проживает 5,2 млн человек, из них порядка 500 тыс. в «хрущёвках»). На развитие застроенных территорий было заключено пять договоров с инвесторами: один – с ООО «Воин-В», остальные, о развитии 22-х территорий – с ООО «СПб Реновация».

Однако программа буксует. И в комитете по градостроительству и архитектуре перечислили причины. Одна из основных – жители соседних домов (не переселяемых) выступают против реализации программы в выбранных кварталах. А среди участников процесса «имеются различные спекуляции на тему переселения и имущественного вопроса».

Вторая проблема – отсутствие в границах ряда территорий свободных земельных участков («стартовых пятен»), необходимых для первого этапа расселения домов, подлежащих сносу.

Третья – изменение историко-культурного охранного законодательства и закона о зелёных насаждениях общего пользования, произошедшие в последние годы.

– Для успешной работы программы реновации и решения данных проблем необходимо разработать правовые механизмы и принять ряд законодательных актов, как на федеральном, так и на региональном уровне, – уверен главный архитектор города. – А детальный анализ применимости опыта реновации в Москве к Петербургу возможно будет провести только после внесения изменений в законодательство и окончания действия договоров на развитие застроенных территорий.

Договоры с инвесторами были заключены до 2019 года. Планировалось, что обладатель большинства лотов «СПб Реновация» построит к тому времени 8,3 млн кв. метров жилья, однако пока возведено лишь около 100 тыс.

В ответе председателя постоянной комиссии петербургского Законодательного собрания по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Сергея Никешина также говорится, что реализация программы «столкнулась с непреодолимыми трудностями».

Кстати, в отличие от Москвы, Петербург изначально занял жёсткую позицию о необходимости 100-процентного согласия всех жителей дома на переезд. В Первопрестольной решение принимается общим собранием.

Говоря о московской программе, депутат Никешин напомнил, что та базируется на 100-процентном бюджетном участии города: «Сопоставимый объём инвестиций, к сожалению, не может быть возложен на бюджет Петербурга, поэтому было принято решение о привлечении к расселению граждан и строительству нового жилья и инфраструктуры средств инвесторов».

Правда, по прошествии почти 10 лет с момента старта петербургской программы стало очевидно, что «реновация» для инвесторов является убыточной, отмечает парламентарий.

В связи с принятием Госдумой законопроекта о реновации для Москвы его концепция обсуждалась комиссией, которую возглавляет Никешин. Концепция поддержана не была. Члены комиссии считают, что нужно дождаться окончания срока реализации местной адресной программы, подвести итоги и сделать выводы. Возможно – подготовить изменения в законодательство, в первую очередь в части установления более жёсткого контроля над выполнением инвестором взятых обязательств. Данная точка зрения была озвучена и на заседании комиссии по развитию застроенных территорий под председательством вице-губернатора Петербурга Игоря Албина. Но никаких конкретных решений не было.

Ленобласть тоже не спешит перенимать опыт Москвы. Как сообщил зампред правительства региона по строительству Михаил Москвин, успешное воплощение программы реновации возможно лишь в городах с населением свыше 100 тыс. человек. Таких в области два – Гатчина и Выборг.

– Муниципальные власти этих городов не видят возможностей для этой программы в своих поселениях, и мы понимаем, почему. Самым важным условием для её успеха должен быть активный спрос на новое жильё. Рынок первичной недвижимости в Гатчине и Выборге, конечно, есть, но потребность в нём не такая, чтобы инвестор смог выйти в плюс в процессе расселения старого жилья за счёт нового строительства. В небольших городах для программы реновации нет драйверов в виде активного спроса новое жилье, – подчеркнул он.

При этом Москвин рассказал, что в Ленинградской области работают другие социальные программы улучшения жилищных условий и капремонта. В сентябре завершается программа расселения и аварийного жилья – за пять лет по ней новые квартиры получили 12 тыс. человек. В дальнейшем программа может быть продолжена без ограничения по времени.

 

         Кирилл Кудрин, фото https://ria.ru/