Ленинградским вепсам не хватает интернета

В России проживает 47 коренных малочисленных народов, численность каждого из которых – менее 50 тысяч человек. Корреспондент «Конкретно.ру» посмотрел на примере Ленинградской области, где испокон веков живут вепсы (ранее – чудь, весь), которых в регионе осталось меньше двух тысяч, ижора – 500-600 человек и водь – 50 человек, с какими проблемами они сталкиваются. И пришёл к выводу, что поддержке государством таких народов мешает отсутствие элементарных благ цивилизации на местах…

Конечно, нельзя не согласиться с тем, что региональная власть оказывает вепсам помощь в проведении культурных программ и фестивалей. Например, в июне на праздновании 880-летия села Винницы – центра вепсских поселений, губернатор Александр Дрозденко рассказал о планах по строительству нового здания центра фольклора и ДК.

Президент Национально-культурного вепсского общества» (Санкт-Петербург) Виктор Трифоев одобрительно относится к тому, что областное правительство поддерживает традиции его народа. Но вместе с тем замечает, что сохранение вепсов сегодня критически зависит от решения экономических и элементарных бытовых вопросов в деревнях традиционного проживания на северо-востоке региона.

«Там страшная безработица. Промышленности нет. Раньше были колхозы, совхозы. А после их распада к полноценному фермерству смогли перейти лишь немногие. Молодёжь старается поскорее куда-нибудь уехать, в большие города, в Питер, – рассказывает он. – Недавно на празднике в Виннице разговаривал с молодыми. Они сказали, что никуда бы и не уехали, но жить на что-то нужно. Многие уезжают на заработки вахтовым методом, занимаются лесозаготовками, работой на финнов. А если попадают в большие города, женятся уже преимущественно на русских, и ассимиляция происходит ещё быстрее».

По словам Трифоева, сегодня нет никаких запретов, есть хорошие законы об уважении к разным народам в отличие, например, от советских времен, когда вепсам «помогали» забыть свой язык и культуру. Но на практике, когда в этих деревнях нет работы, телевидения, радио, интернета и даже сотовой связи, уехать оттуда – логичный выход из ситуации.

«Для северо-востока области характерна местность с большим перепадом высот. Из-за этого телевидение «не достает» во многие дома. Приходится делать какие-то самодельные усилители для телевизора. Также и сотовая связь там почти не ловит. Недавно, правда, установили цифровую антенну в Винницах. Но почему-то внизу. А расстояние между верхом и низом села – 300 метров. Поэтому сигнал опять же охватывает лишь часть домов. Если бы в эти деревни провели кабель и подключили к интернету хотя бы пару компьютеров в местном доме культуры, молодёжь уже меньше бы уезжала», – рассуждает Трифоев.

Также можно было бы организовать изучение вепсского языка по Skype, а молодых ребят отправить учиться фермерскому делу в соседнюю Финляндию, продолжает он.

Трифоев признает, что часть проблем постепенно решается: та же вышка появилась, пусть только и для половины села. Но хотелось бы, чтобы вопросы снимались быстрее. Ведь именно отрешения экономических и бытовых вопросов сегодня зависит сохранение или исчезновение целого этноса.

По мнению замдиректора Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая, бывшего министра России, курирующего национальную политику, Владимира Зорина, отношение государства к коренным малочисленных народом в целом – традиционно хорошее.

«Оно одно из самых прогрессивных в мире с точки зрения законодательства, поддержки языка, культуры. Для того чтобы провести интернет, федерального вмешательства не требуется», – констатирует собеседник «Конкретно.ру».

По его словам, со времени переписи населения 2002 года до последней переписи 2010-го число представителей всех коренных малочисленных народов выросло на 4 тыс. человек.

«При этом, действительно, 17 народов из 47-ми в федеральном перечне несколько сократили свою численность. Что можно связать, в том числе, с естественной ассимиляцией. В целом, повторюсь, их поддержка остается предметом постоянной заботы государства. А помимо государства в решении этих вопросов всё активнее участвуют сами эти народы, а также бизнес», – отметил он, правда, приведя в пример компанию «Сахалин Энерджи», при содействии которой несколько лет назад был издан первый букварь для вымирающего языка уйльта.

Эксперт признал, что проблемы малочисленных народов требуют повышенного внимания, даже, несмотря на то, что в стране постоянно действует федеральная программа их поддержки. По мнению Владимира Зорина, особая ответственность за судьбу таких народов, конечно же, лежит на региональных властях. Например, многому можно поучиться, как осуществляют поддержку малого этноса в ЯНАО, ХМАО или Красноярском крае.

Что касается ленинградских вепсов – они надеются, что и в деревни традиционного проживания финно-угорского народа, придёт привычный городским жителям интернет…

 

                  Кирилл Кудрин, «Конкретно.ру», фото http://vepscentre.ru