Областных бездомных впервые пересчитают

Зачем 47-му региону регистр жителей без регистрации, а также бывших заключённых, предметно разбирался корреспондент «Конкретно.ру»

С инициативой организовать в Ленинградской области учёт бездомных вот уже пять лет выступает региональный Уполномоченный по правам человека Сергей Шабанов. В конце сентября эта идея была поддержана властями, сообщили «Конкретно.ру» в пресс-службе омбудсмена.

Кстати, одновременно Шабанов призывает организовать учёт тех, кто отбыл наказание в местах лишения свободы. Последние «несут угрозу социальному благополучию населения, совершая различные правонарушения». Для пресечения правонарушений и нужно знать «точное количество и места обитания этих людей на территории региона, пересчитать и держать в поле зрения».

По информации пресс-службы администрации Ленобласти, вопрос создания регистра бездомных и бывших заключённых пока прорабатывается, соответствующая работа поручена комитету по социальной защите населения. Говорить о начале реализации проекта пока преждевременно.

– В то же время в Ленинградской области поддержка людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе лиц без определённого места жительства, а также бывших осуждённых, осуществляется в рамках предоставления социальных услуг в разных формах социального обслуживания с учётом индивидуальных потребностей гражданина, – добавили чиновники.

В Петербурге есть «Ночлежка»

– Для Ленинградской области предложение пересчитать бездомных и бывших заключённых уникально, – поделился с корреспондентом «Конкретно.ру» Сергей Шабанов. – К примеру, в соседнем Петербурге есть благотворительная организация «Ночлежка», которая ведёт учёт своих постояльцев. И почти в каждом районе существуют дома пребывания для бездомных и общежития для бывших осуждённых. Основываясь на совокупности этих данных, город может иметь представление о количестве таких лиц.

В Ленинградской области с учётом всё гораздо сложнее.

– Нельзя утверждать, что в регионе помощь бездомным отсутствует. Безусловно, она оказывается органами соцзащиты: если бездомные обратятся туда с заявлением о помощи, то они её получат, так же, как и бывшие осуждённые, – оговорился омбудсмен. – Но до сих пор это делалось не системно.

Уполномоченный в принципе придерживается мнения, что будущее системы социальной защиты – переход от заявительного характера работы к системному. Часто люди, находясь в тяжёлой жизненной ситуации, не знают не только о том, куда обратиться, но даже о том, что имеют право на какую-то помощь.

«Как правило, это люди слабые»

Главный вопрос касательно инициативы учёта бездомных – зачем их пересчитывать? Если с бывшими заключёнными ещё понятно – они могут представлять потенциальную опасность, то чем могут быть интересны властям те, у кого нет крыши над головой?

– Речь не о контроле, – поясняет Шабанов. – Их контролировать не нужно. Как правило, это люди слабые, и слабость их порождена различными причинами: низким уровнем образования, болезнями, нарушением хода жизни вследствие обмана, личного горя… Такие люди не способны сопротивляться, а со временем – и не желают этого делать. Однако сведения о количестве граждан без определённого места жительства, которые мы получаем из различных официальных источников – от правоохранительных органов до районных администраций, существенно отличаются от данных, имеющихся в органах ЗАГС, в части регистрации смерти лиц без определённого места жительства, а это значит, и общего их числа. Я считаю, что всякое знание лучше, чем неведение.

По мысли омбудсмена, местное сообщество должно знать информацию о количестве бездомных для того, чтобы «адекватно относиться к ситуации и при необходимости реагировать».

– Государство создает детские дома, интернаты, психоневрологические интернаты, дома престарелых – там и находятся те, кто слаб и нуждается в помощи, – продолжает он. – А потому возникает вопрос: что нужно сделать для людей, не имеющих постоянного места жительства, чтобы облегчить их положение и дать возможность стать полноценным членом социума? Ведь, несмотря на все законы и судебные решения об отсутствии связи между регистрацией по месту жительства (наличия места жительства) и многими социальными благами, такая связь есть и перед некоторыми людьми она встает «бетонной стеной».

Например, ребёнок-инвалид не может получить пенсию, если у него нет регистрации по месту жительства. Взрослого бездомного никто не поставит на учёт нуждающимся в жилье. Кроме того, он не сможет участвовать в выборах, целом ряде государственных программ, претендовать на многие меры социальной поддержки, хотя де-факто проживает в Ленобласти десятки лет.

Главная причина всему этому, по словам Уполномоченного – отсутствие в Ленинградской области механизма реализации Постановления Правительства РФ от 17 июня 1993 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства…».

В пункте 24 Постановления указано, что граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания. Регистрация бездомных по месту пребывания осуществляется территориальными органами Управления по вопросам миграции по адресам организаций социального обслуживания для бездомных. Но на территории Ленобласти, в отличие от соседнего Петербурга, таких учреждений практически нет. А раз их нет, нет данных о количестве таких людей, и невозможно представить масштаб соответствующей проблемы.

– Об отсутствии такой регистрации наиболее полные сведения мы получаем от священников, которые рассказывают о количестве людей, приходящих к ним в холодное время на благотворительную раздачу горячей еды, – добавляет Шабанов.

Известно, что в Ленинградской области помощь бездомным оказывается в церковных приходах. Также в некоторых учреждениях здравоохранения выделены койко-места для бездомных (например, в больнице посёлка имени Морозова). Но опять же, системно вопрос не решён.

Наш собеседник добавил, что доступность медицинского обеспечения для бездомных в регионе – «призрачная», возможность размещения в интернатах, пансионатах, больницах – часто недостижимая. Таким людям не найти в холодное время дома ночного пребывания, потому как их практически нет. Так же и многим из тех, кто только что освободился из тюрьмы, негде провести свою первую ночь на свободе, а в ряде случаев, и последующие.

Житейские истории

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области систематически получает жалобы людей, чья жизнь пошла наперекосяк именно из-за отсутствия регистрации. А бывшие заключённые без дома – это уже не просто проблема, а проблема в квадрате. Часто за время отбытия наказания люди лишаются и жилья. Вполне типична ситуация, когда их деревенские дома сгорают или разрушается, либо продаются родственниками.

Так произошло, к примеру, с бывшим осуждённым, жителем посёлка Алеховщина Лодейнопольского района. Пока этот человек отбывал наказание, родственники продали дом, и ему в буквальном смысле стало некуда идти. А без регистрации по месту жительства бывшего заключённого не брали на работу и не ставили на учет нуждающимся в жилье. Он даже не мог сообщить полиции свой адрес для осуществления за ним надзора.

Только после вмешательства Уполномоченного ему дали место в общежитии, зарегистрировали там, поставили на учёт нуждающимся в жилье и устроили на работу.

Ещё одна история связана с обращением жителя Всеволожского района, также недавно освободившегося из мест не столь отдалённых. Он инвалид второй группы – в колонии ампутировали ногу. На воле нет ни жилья, ни родственников, ни документов. При этом каждый год ему нужно проходить освидетельствование для подтверждения инвалидности и получения пособия.

Особая «пикантность» ситуации состоит в том, что заявитель – рецидивист. В сложившихся условиях ему было бы проще снова совершить преступление и отправиться за решётку, чем бороться за свои права… Однако Уполномоченный оградил бывшего зэка от такой перспективы, решив проблемы с органами соцзащиты, Бюро медико-социальной экспертизы и т.д. Только после этого заявителю предоставили место в Лодейнопольском специальном доме-интернате и зарегистрировали там.

– Создание единого регистра бездомных и бывших осуждённых – не спонтанная идея, а сформировавшееся убеждение. Прежде всего, мы должны добиваться возможности для всех бездомных зарегистрироваться по месту фактического пребывания, чтобы они могли пользоваться правами жителя региона, в котором фактически проживают, – говорит Шабанов. – Учёт бездомных нужен только ради одного – чтобы в обществе таких людей стало меньше. И чтобы общество помогло этим более слабым людям выйти из состояния, в котором находиться недостойно. Что же касается второй категории лиц регистра, отсутствие возможности где-то законно жить приводит к новым преступлениям, нарушениям прав на жизнь, здоровье и имущество других людей.


                     Кирилл Кудрин, «Конкретно.ру»