От Кшесинской до Матвиенко…

В петербургском Музее политической истории открылась выставка «Женщины и революция», на которой ретроспективно показаны борьба слабого пола за свои права и участие в революционных событиях. Оказалось, что совершению революции мы обязаны отчасти именно женщинам. Ну а живется россиянкам, если верить историкам, лучше всего сейчас. Никогда ещё у них не было столько прав и возможностей. В этом организаторы выставки попытались убедить корреспондента «Конкретно.ру».

Экспозиция занимает два больших зала, заставленных витринами с фотографиями и историческими документами, благодаря которым можно проследить историю женского движения в нашей стране со второй половины позапрошлого века.

В целом, женская эмансипация была общемировым трендом. Женщины всё больше раскрепощались, получали политические права, свободнее начинали чувствовать себя и внутри семьи, чаще брали на себя ответственность. Если говорить о России, то процесс этот активизировался с отменой крепостного права в 1861 году. Затем, когда мужья стали активно уходить на заработки в большие города, особенно в Москву и Петербург, жены в деревнях, по сути, остались полновластными хозяйками в своих домах. Наконец, во время Первой мировой войны, когда большинство мужчин отправились на фронт, женщины опять же оказывались «главами своих семей».

Как рассказал «Конкретно.ру» куратор выставки Александр Смирнов, к моменту Февральской и Октябрьской революций женщины представляли собой уже довольно активную часть населения, боролись за политические права и получали их. Мало, кто знает, но в этом году мы отмечаем столетие не только двух революций, но и женских избирательных прав в России.

В марте 1917 года слабый пол, наконец, добился права избирать и быть избранными, пусть пока только и на местном, как сейчас сказали бы, муниципальном уровне. По итогам нескольких избирательных кампаний в стране появились женщины-депутаты, или женщины-гласные, как тогда говорили. В июле того же года им предоставили право избираться уже в городские Думы. А в сентябре предоставили уже полные избирательные права, в частности, на выборах в Учредительное собрание, которое в начале 1918 года должно было определить будущее нашей страны.

Однако история решила по-другому. Большевики, придя к власти, Учредительное собрание быстро распустили (знаменитое «Караул устал»). Да и процент женщин, избранных в этот орган, был крайне мал. Не голосовали за них и многочисленные представительницы слабого пола, получившие избирательное право…

А дальше большевики, несмотря на усиленную пропаганду всеобщего равенства и «раскрепощения» женщин, фактически лишили последних тех прав, которых те едва добились в 1917 году.

– Советских женщин разделили на своих и чужих. К примеру, многих прав, в том числе избирательного, были лишены представительницы «имущих классов»: бывшие дворянки, купчихи, жены священнослужителей, – напоминает Александр Смирнов. – При этом, безусловно, Советская власть видела в стремлении женщин к самореализации большой экономический потенциал. Пропагандируемое освобождение от домашней работы, занятия кухней преследовало цель включить их в производство, сделать так, чтобы работали не на семью, а на государство.

По сути, ситуация для женщин в нашей стране действительно изменилась лишь в XXI веке. Сегодня третье лицо в государстве – спикер Совета Федерации – Валентина Матвиенко, в Госдуме десятки женщин-депутатов, женщины возглавляют сразу несколько регионов страны в качестве губернаторов.

При этом в советское время, да и сейчас, имеет место стереотип о том, что в дореволюционной России все представительницы слабого пола были забиты, унижены и бесправны.

– Это не так. На выставке показано, что декреты по рождению ребёнка и уходу за ним появились именно в царской России, в 1912 году, система социального страхования уже возникла и активно развивалась. Или, например, дореволюционная Россия занимала одно из ведущих мест в мире по числу женщин с высшим образованием. Западные суфражистки (участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав) сильно удивлялись, как же такое возможно при самодержавии? А в стране было огромное количество женских гимназий и женские курсы, аналогичные университетским, во многих крупных городах. Образование на них давалось значительно более серьёзное, чем высшее образование для женщин уже в советской России в 20-30-е годы, – продолжает Смирнов.

Также мало говорится о том, что в дореволюционной России порядка 30 % предпринимателей были женского пола. Все эти купчихи, образ которых немного скомпрометировал драматург Островский, реально, как сейчас сказали бы, занимались бизнесом, как в столицах, так и в глубинке.

И нельзя не сказать об участии женщин в революционных событиях 1917 года. Без них ничего и не произошло бы.

– Накануне Февральской революции, в 10-х числах месяца, по старому стилю, в Петрограде сложилась накалённая обстановка с мукой и хлебом, – рассказывает куратор выставки. – Зима, война, паралич железных дорог… И хотя во многих уездах, например, в Сибири, хлеба было полно, столицу им обеспечить не смогли. Кроме того, была Масленица и спрос на муку вырос ещё больше. Появились очереди, женщины, стоящие в очередях, начали роптать, начались погромы магазинов, митинги, манифестации. Немалую роль в раскрутке всего этого, как нам представляется, сыграл и криминал. В Петрограде в годы Первой мировой войны усилилась преступность, в частности, очень много женщин, не имея возможность заработать денег по-другому, шли на панель… И общая маргинализация привела к тому, что ситуация накалилась и вышла из-под контроля властей. Кроме того, очевидцы вспоминают, как женщины безбоязненно шли против штыков солдат в эти февральские дни. Они знали, что мужчины стрелять не будут. И эта дрогнувшая армия под влиянием женских масс фактически перешла на сторону революционеров.

Напоследок мы попросили Александра Смирнова высказаться о нашумевшем фильме «Матильда» режиссёра Алексея Учителя, коль скоро, Музей политической истории занимает бывший особняк знаменитой балерины.

Наш собеседник признался, что фильма не смотрел, но, как и многие в нашей стране, составил определённое впечатление о картине по трейлеру. Трейлер вызвал у историка немало вопросов об исторической достоверности, от Георгиевского креста, которого Николай II не имел, или мотоцикла, на котором замечен не был, до «канонического образа императора с бородой и усами, каким он был в 1917 году», тогда, как речь идёт о времени, когда цесаревичу около 20 лет.

Смирнов посетовал, что создатели фильма не обратились к историческим консультантам, хотя бы и из Музея политической истории, которые, к слову, помогали в съёмках фильма о революции «Красные колокола» режиссёра Сергея Бондарчука, и «указывали самому Бондарчуку, где и что неправильно».

Наш собеседник добавил при этом, что роман Кшесинской с цесаревичем и её отношения с двумя другими великими князьями являются историческим фактом. Однако Николай II после расставания с балериной уже не возвращался к ней и не финансировал Матильду. Закончилась одна романтическая история его жизни и началась вторая, с Александрой Федоровной.

Матильду же Кшесинскую, говоря современным языком, можно назвать selfmade woman.

– И таких было немало в дореволюционной России. При этом та же Кшесинская не была феминисткой, не выражала им каких-либо симпатий и не боролась за равноправие полов, поскольку женский вопрос для неё был решен, балерина являлась состоявшейся женщиной, которая сделала себя сама, – подчеркивает представитель музея. – А были и другие. Например, графиня Софья Панина, чей народный дом на Лиговке стал местом просвещения, очагом культуры для многих простых жителей нашего города. У женщин были разные пути состояться: одни строили свою линию жизни, другие делали упор на помощь другим. Хотя и Матильда Кшесинская тоже занималась благотворительностью.

 

                       Кирилл Кудрин, «Конкретно.ру», фото из архива редакции