Кто завостил иконы исаакиевского Сампсония?

Страсти вокруг ГМП «Исаакиевский собор» кипят не только по поводу его планируемой передачей церкви. Недавно возникли и вопросы о том, как реставрировали его бывший или не бывший филиал. Депутат петербургского ЗакСа Борис Вишневский заявил о проблемах с сохранностью икон в Сампсониевском соборе, который до февраля так же входил в состав ГМП, а затем якобы был передан церкви.

Однако есть мнение, что храм на Выборгской стороне фактически остаётся на балансе Исаакия. Это выяснилось после того, как на днях Исаакиевский собор провел закупку восьми армированных стёкол для защиты объектов культуры в храме Святого Сампсония. Приобретение обошлось бюджетному учреждению в четверть миллиона рублей.

Заметим, что Борис Вишневский, один из самых активных борцов против передачи Исаакиевского собора церкви, написал на своей странице в Facebook:

«По моему запросу КГИОП (городской комитет охраны памятников) сообщил о результатах проверки состояния иконостаса Сампсониевского собора, переданного РПЦ. Проверка выявила локальные повреждения икон, в том числе, «набрызги воска». Это, конечно же, результат проведения церковных служб. Практика показывает, что РПЦ не слишком заботится о состоянии переданных ей объектов культурного наследия. Зато яростно пытается ограничить возможности органов охраны памятников и общественных организаций, работающих в этой сфере, контролировать состояние переданных РПЦ объектов культурного наследия».

Впрочем, довольно быстро ему ответил настоятель Сампсониевского собора отец Серафим (Шкредь). Различные СМИ передали его слова о том, что на иконах и до передачи храма РПЦ фиксировались различные «очаговые пятна», чему он сам был свидетелем, так как начал служить в этом соборе около двух лет назад.

Священнослужитель подчеркнул, что и после передачи храм находится в контакте с музеем и реставрационными службами последнего. Таким образом, отец Серафим отрицал как то, что проблемы в храме появились при нём, так и то, что церковь не следит за сохранностью икон и ограничивает доступ к ним реставраторов.

Источник в музее подтвердил нам, что в музее «Исаакиевский собор» есть специальный сотрудник, который регулярно, не реже нескольких раз в неделю посещает уже отданный церкви Сампсониевский собор, чтобы проследить за состоянием его иконостаса. Занимается этим хранитель фонда Людмила Гребнева.

В эфире телеканала «Санкт-Петербург» она говорила, что повреждения, которые выявила проверка, незначительны и могут быть устранены в ходе плановой реставрации:

«Для меня это текущая работа. И то, что я время от времени фиксирую, либо восковые набрызги, либо подтёки, эта ситуация текущая и предсказуемая. Если икона находится в действующем храме, то оградить её от тех или иных повреждений невозможно».

Наконец, в нашем распоряжении есть копия документа о проведении работ по реставрации живописи в Сампсониевском соборе. Речь идёт как раз об иконах, которые могли иметь повреждения. Договор с реставраторами датирован декабрем 2014 года, фактически работы начались в январе 2015 года, а срок их окончания – 11 декабря 2017 года. Таким образом, они должны были продолжаться до самого последнего времени, несмотря на передачу собора церкви!

Общая смета работ по реставрации иконостаса составляет около 10 млн рублей. К примеру, в 2009 году на реставрацию Сампсония было выделено более 40 млн рублей.

– Всё это время иконостас как часть музейного фонда находится под пристальным вниманием администрации. Есть специальный сотрудник, которая получает в Исаакии зарплату за то, что несколько раз в неделю осматривает иконы и фиксирует их состояние. В этой связи поднятый шум вокруг икон выглядит странно… – говорит наш источник.

По его мнению, определённые силы либо хотят отвлечь внимание от проверки, которая может иметь гораздо более неприятные последствия, чем следы воска, либо прикрывают некачественную реставрацию прошлых лет, либо и то и другое вместе.

Определенно можно сказать одно. Музей «Исаакиевский собор» сегодня представляет собой большой клубок противоречий. И вопросы есть не только по поводу его передачи церкви.

 

                         Николай Солнцев, «Конкретно.ру», фото с сайта http://excava.ru