Мы – Русь…

Часто можно услышать словосочетание – «Тёмные века». Как бы оправдывая своё непонимание процессов, происходивших в то время. А время было интересное. Закладывались фундаменты государств существующих ныне и взаимоотношений между ними, формировался характер народов и границы их проживания, шёл поиск своего места на карте мира и страницах истории. Редакция «Конкретно.ру» предлагает вам узнать, как зарождалась и крепла Русь, взяв своё начало на берегах древней Ладоги. Серию материалов, которые несколько отличаются от официальной исторической трактовки, подготовил Михаил Косинец, многие годы отдавший изучению той далёкой эпохи. Приступим…

…История – незамутнённый Кристалл, основы которой были созданы Геродотом, с веками всё более становилась служанкой политики. Как правило, её услугами пользовались «победители», переписывающие летописи побеждённых. Отсюда и получается, что германцы создали свои государства, а западные славяне не смогли. Или пояснение, что скандинавы якобы образовали государство Русь, хотя на захваченных землях в Англии – любимом пастбище викингов, на восточных берегах Балтики, во Франции – ничего такого не создали.

Веками пыль политики ложилась на Кристалл Истории, превращая его в тёмное, грязное стекло. Его подчищали, чтобы придать подобающий вид. Получалась прекрасная ложь, из-за которой утрачивались национальная идентичность, духовные ориентиры и язык. «Повесть временных лет» летописца Нестора дошла до нас только в виде её переписей более позднего времени и с акцентом на время создания…

Ну а мы без давления идеологий постараемся объяснить, почему не шведы и норвежцы создали государство Русь, кто такая «русь» и народ ли она, кем были Рюрик и Олег, почему Олег передал власть Игорю, и откуда взялись «русские».

С чего все начиналось

Вопреки утверждениям официальной науки, не приглашали наши предки скандинавов-норманнов, которые и создали якобы Российское государство. Исторические документы свидетельствуют об ином. Заглянем в далёкое прошлое.

В конце I в. н. э. и начале II в. н. э. римские историки Плиний Старший и Публий Корнелий Тацит, повествуя о варварах, делили тех на германцев и венедов. Племена венедов-вандалов, если анализировать регионы расположения археологических культур, и были непосредственными предшественниками ранних славян.

Само слово «вандал» происходит от индоевропейского корня «вен/ванн», означающего «водный», «находящийся у воды». Так же возникло и название племён «венеды». Это подтверждается и проживанием вандалов на берегах рек и побережье Балтики.

«Великая готско-вендельская миграция» была спровоцирована похолоданием, начавшимся в IV веке – самом холодном времени за прошедшие 2000 лет. Поднялся уровень воды в Северном и Балтийском морях, реки затопили прибрежные посёлки. Поля ушли под воду, болота разрастались, и люди стали массово покидать Висло-Одерский регион и берега Балтики.

Предполагаемая схема первоначального расселения готов, германцев и вандалов.

Соседи-готы сдвинули проживавших там вандалов, разразился серьёзный конфликт. И побеждённые были вытеснены на юг, на территорию современной Словакии и восточной Венгрии. Там вандалы, не большие хулиганы, чем другие племена, вошли в антиримский союз с маркоманнами и сарматами, который возглавил вождь маркоманнов Балломар.

Война с Римом длилась 20 лет, начавшись с блестящих побед в Паннонии. Тем не менее, император Марк Аврелий постепенно и методично отвоёвывал земли. Воины антиримского союза отступили за лимес (вариант современного укрепрайона), а после поражения Балломара вандалы запросили мира и земли в Дакии, на что победители милостиво согласились.

За это время вандалы в результате освоили конный бой и стали едва ли не лучшими верховыми воинами в североевропейском мире. Вскоре свободолюбивый народ покинул Империю и заключил против неё новый союз. Теперь уже с готами.

Вандалы

Правда, дружба с готами длилась недолго. В 330 году вандалы сошлись с ними в битве на реке Марош и потерпели сокрушительное поражение – вождь Визимир из рода астингов погиб, а оставшиеся в живых воины и их семьи запросили Рим о заступничестве. В обмен на участие в защите римских владений им было позволено поселиться в Паннонии, Норике и Реции. Там вандалы почти век прожили относительно спокойно, перенимая у местного романизированного населения опыт и знания различных ремёсел, в том числе судостроения.

Происходившее во II – V в.в. н.э. в Европе масштабное историческое явление, обозначенное как «нашествие готов», о чём достаточно подробно сообщают византийские историки Прокопий и Иордан, как и другие «переселения народов», было явлением полиэтничным. Вместе с балтийскими и германскими племенами присутствовали и славяне-венеды. В ходе нашествия славяне расселились по трём направлениям:

– южное – территория современных Болгарии, Хорватии, Сербии, Македонии, Черногории и нижнее течение Дуная;

– восточное – территория современных Белоруссии, Украины, западной части России;

– западное – территории современных Польши, Чехии, Словакии, Австрии, Словении, Северной Германии.

Таким образом, к V в. славяне расселились и проживали на границах Римской империи. Эти границы от верхнего течения Дуная до Рейна были защищены системой лимесов, крепостей и городов. В провинциях Паннония, Норик и Реция, городах Виндобана, Карнунт, Аквиникум, Сирмий, Сингидунум и других, римлянами были созданы центры производства: стеклодувные, керамические, ювелирные, металло- и деревообрабатывающие, строительные. На Дунае находились речные флотилии Империи, оснащённые военными судами типа либурна – вместительными, маневренными, с малой осадкой и хорошими мореходными качествами.

 Римская речная либурна

У Рима имелись базы ремонта и производства судов, с соответствующей инфраструктурой, например, Карнунт (Carnuntum). Первоначально лагерь, расположенный на пересечении Дунайского и «Янтарного» путей, он вырос в важный экономический центр Среднего Подунавья и базу пограничного флота.

Во время Маркоманнских войн Карнунт был разрушен, но быстро восстановлен. В городе располагались XIV Парный легион (с середины III века именовался – Pia VI Fidelis VI), символ – единорог.

Археологи, изучавшие Карнунт с конца XIX века, открыли остатки амфитеатров, римских бань и монументальной арки. В 2011 был найден ludus – школа гладиаторов. Население города составляло около 50 тысяч человек.

Карнунт

В «Житии святого Северина» V в. сообщается о проживании славян, в тексте «Жития» – ругиев, на территории разорённого после нашествия гуннов Прибрежного Норика в течение многих поколений до прихода авар в тот исторический период.

Славяне не только воевали с Римом, но и служили в качестве наёмных войск в легионах Империи – I Adiutrix (эмблема – крылатый Пегас), II Pia Italica (эмблема – капиталийская волчица), X Gemina (эмблема – бык), XIV Gemina Martia Victrix. Количество славян-легионеров (в качестве федератов) особенно увеличилось после реформ императоров Диоклетиана и Константина.

Длительное проживание на территории Римской империи позволило славянам освоить военные навыки, ремёсла, административное устройство. Славяне сражались вместе с готами против римлян, с римлянами против всех, затем с гуннами против готов и римлян. Только так они могли отстаивать свою независимость и культурную идентичность. Непрерывные столкновения стало причиной совершенствования военно-организационной структуры славянских племён. Наличие собственных ремесленников значительно повысило их военно-экономическую мощь.

Варвары-федераты

Под давлением гуннов и готов часть вандалов – астинги и силинги, а также примкнувшие к ним аланы в 407 году ушли через Галлию и Испанию в Африку, где в 439 году создали первое варварское государство. В Испании память о них хранит название провинции Андалузия.

Британский музей. Мозаика V века из Туниса. Знатный вандал

Другая часть вандалов – лакринги, осталась на Дунае и пережила все потрясения, выпавшие на долю этого края.

Во второй половине VI в н.э. в Среднее Подунавье вторглись авары, выходцы из Великой Степи, начав своё продвижение с низовий бассейна реки Дунай и продвигаясь вверх по его течению. Историю аварского каганата обычно начинают с 562 года. При кагане Баяне авары в союзе с лангобардами, уничтожили королевство гепидов (потомков сарматов). А к 568 году закрепились на Среднем Дунае, подчинив местное славянское, германское и романизированное население. Созданная в Паннонии система крепостей – хрингов, служила аварам базой для завоевательных набегов. Их войско отличалось эффективной организацией и было хорошо оснащено – использовались железные стремена, хорошие доспехи и луки.

Вторжение аваров, как и раннее нашествие готов и гуннов, нарушило жизнь славянских племен на Дунае. В 581 году каган Баян и император Византии Тиберий II заключили договор на условиях выплаты дани аварам, в обмен на ведения ими войны против славян. Воспользовавшись тем, что основные вооружённые силы славян находились в походе на Грецию, каган Баян направил 60 тысяч всадников в доспехах на их поселения.

Легковооружённый аварский всадник

Численное превосходство противников в лице аварской орды заставило часть славянских племён, живших в среднем течении Дуная, начать переселение на север, на более безопасные земли. Славянская легенда о Чехе, Ляхе и Русе отражает события тех лет.

Другие ушли на Балканы, где со временем участвовали в создании славянских государств, в том числе Сербии. «Баварский географ» повествует о второй части племени, которые имеют около 100 городов. Историки признали бодричей (Osterabtrezi) на юге Балтике и абодритов (Abodriti) на Балканах одним и тем же племенем.

Абодриты, в данном случае, южная ветвь бодричей. Таким образом, мы с сербами происходим от одного корня и, возможно, поэтому столь остро реагируем на события, происходящие в этой стране.

С V в. н.э. верхнее течение Дуная и Рейна было уже густо заселено германскими племенами. Славянам пришлось осваивать бассейны рек Лабы (Эльбы), Одры, южный берег Балтики, где находились относительно малонаселённые территории. К VI в. н.э. они вытеснили на Запад пограничные народы (англов, саксов, ютов, фризов), которые не могли конкурировать с более организованным и технически оснащённым противником, а затем продвинулись до низовьев Лабы и Ютландии, где встретились со встречным миграционным потоком – данами.

Как сложилась судьба наших предков на южном берегу Балтики, кем они стали, почему и куда ушла их лучшая часть – читайте в следующей части нашего повествования…


                       Михаил Косинец, специально для «Конкретно.ру», использованы иллюстрации из открытых источников