Альтернативная «хистория»

Книга «Нравственный образ истории», рекомендованная Смольным как «литература культурно-просветительского характера», может быть включена в федеральный список экстремистских материалов,обличающий «жидовствующих» и раскрывающий секреты превосходства белой расы над чёрной, православный историк Юрий (Георгий) Михайлов попал в поле зрения общественности ещё в феврале. Тогда стало известно, что администрация Петербурга намерена потратить на закупку его книги 250 тысяч бюджетных рублей. Оказалось, что заявка на три тысячи экземпляров издания поступила в Смольный от руководителей Санкт-Петербургской Епархии РПЦ, Российского института стратегических исследований и ряда общественных организаций, однако чиновники согласились выделить бюджет только на 840 экземпляров – для проведения совместных государственно-церковных мероприятий.

Информация о закупке книги стала известна СМИ благодаря парламентарию Максиму Резнику, который посчитал, что исторический пердюмонокль Юрия Михайлова в изобилии содержит характеристики, «унижающие достоинство человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, отношения к религии».

Как оказалось, с мнением Резника согласились и эксперты Санкт-Петербургского института истории РАН, куда депутат направил книгу на экспертизу. Специалисты-историки подтвердили: труд Михайлова представляет собой «жгучую смесь из начётничества и безграмотности, замешанную на расизме и национализме». Любопытно, что книга по-прежнему числится в планах госзакупок, хотя её приобретение и не относится к числу приоритетных задач Смольного. Как рассказал «Нашей Версии на Неве» начальник отдела по связям с религиозными объединениями городской администрации Владимир Иванов, оценка труда Михайлова должна быть произведена коллегиально, ведь существуют учёные с позицией, прямо противоположной выводам экспертов РАН. Оказалось, что такие учёные трудятся в Российском институте стратегических исследований и в Союзе православной интеллигенции, и оба этих заведения заслуживают того, чтобы сказать о них отдельно.

Организация Союз православной интеллигенции (настоящее название – Собор православной интеллигенции) не является научной. Прежде всего, она ставит своей целью «консолидировать православные патриотические силы страны для разработки и внедрения христианских культурных ценностей в жизнь общества, а также противостоять внедрению в сознание нашего современника онтологически чуждых человеку ценностей массовой культуры. Членом Собора православной интеллигенции может стать любой человек, относящий себя к православному вероисповеданию и желающий потрудиться на благо своей Родины».

Что касается РИСИ, то, по отзывам наблюдателей, «стратегические исследователи» находятся в «нежнейшем альянсе» с РПЦ. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно зайти на сайт организации, который пестрит ссылками на православно-националистические ресурсы. Поэтому мнение данных учёных едва ли можно считать непредвзятым.

А вот выбор Смольного, по словам господина Иванова, был продиктован исключительно научным интересом. «Нам эта книга показалась любопытной тем, что она знакомит читателя с историософской традицией, ведь идея восприятия истории России с православной точки зрения – устойчивая традиция нашего государства,– пояснил нашему корреспонденту Владимир Георгиевич. – Данный труд предполагают использовать православные общественные организации в качестве приза на мероприятиях, носящих воспитательное патриотическое значение».

Что же раскрывает «православная точка зрения» на историю России, и какие патриотические смыслы несёт труд Юрия Михайлова?

По словам ведущего научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории РАН, доктора исторических наук Ирины Левинской, которая проводила экспертизу «Нравственного образа истории», книга написана местами даже не на уровне XIX века, а вообще – на средневековом.

«Никакой научной основы эта книга не имеет и никакого исторического исследования, под которым понимается критическое изучение и анализ разнообразных источников, автор не проводил, – поделилась своими выводами эксперт с корреспондентом «Нашей Версии на Неве». – В книге Михайлова нет ссылок на авторитетных специалистов по истории России или Византии. Зато он обильно ссылается как на авторитетного историка на известного антисемита генерала Нечволодова, принимавшего участие в переводе на французский язык «Протоколов Сионских мудрецов» и выступавшего консультантом со стороны ответчиков (т. е. тех, кто отстаивал подлинность этой фальшивки) на Бернском процессе. Нечволодов «прославился» тем, что в своих сочинениях включил в список предков славян не только гуннов и скифов, но амазонок и даже кентавров. Михайлов до кентавров в славянской генеалогии не доходит, но вот троянцев в неё смело включает: «да и римляне, считавшие себя потомками троянцев, родственных славянам, чтили наших предков как прародителей».

По словам эксперта, книга относится к жанру «фолк-хистори». Его исследователи выделяют, в частности, следующие характерные для такого жанра особенности: использование народных этимологий, влекущих за собой глобальные исторические выводы, опору на случайные фонетические совпадения и полное игнорирование законов лингвистики:

«Михайлов ничтоже сумняшеся сообщает, что этноним «анты» по-латыни означает «древнейшие» или «прародители». Отсюда делается фантасмагорический вывод, что римляне считали антов-славян своими предками. Естественно, латинская форма передачи этого этнонима (Аnti или Antes), приписываемого Михайловым ей значения не имеет. И вообще этноним «анты» неславянского происхождения, скорее всего тюркского (аварского)».

Немало удивили Ирину Левинскую и антропологические представления автора:

«Арии, они же яфетиты, произошли от Иафета, младшего (хотя это не точно) из сыновей праотца Ноя», – начинает свой антропологический экскурс Михайлов. Далее он сообщает, что от «Хама, почерневшего, по преданию, за грех насмешки над отцом Ноем, народились темнокожие хамиты. Они стремились снять с себя родовое проклятье и, преследуя белых сородичей, упорно старались смешаться с благословенным потомством Иафета и Сима». Таким образом, негроидная раса («хамиты» в терминологии Михайлова) оказывается худшей (прóклятой) по сравнению с европеоидной (благословенной)».

Далее православный историк совершенно серьёзно сообщает читателю, что «жёлтая раса» произошла от смешения «чёрной и белой расы». Но «прóклятые хамиты» на этом не успокоились.

«По мнению Михайлова, они продолжали «портить» окружающие народы, – комментирует Ирина Левинская. – Однако из книги следует, что часть представителей «белой расы» избежала смешения и сохранилась в первозданной чистоте: «В результате хамитской экспансии в Передней Азии, на Ближнем Востоке, в Северной Африке семитические народы почти полностью ассимилировались и превратились в смуглый семито-хамитский конгломерат халдеев (арамеев), населивших Вавилонию, финикийцев, сирийцев, арабов и т. д. Но яфетиты (арии), сошедшие со склонов Памира в Среднюю Азию, оказались гораздо защищённее семитов».

Особого внимания, с точки зрения эксперта, заслуживает использование Михайловым в его книге термина «арии» и «арийские народы»: «Слово «арий» употреблялось в работах европейских учёных в XIX века, которые после установления родства индоевропейских языков ошибочно считали его самоназванием всех древних индоевропейцев. Особенное распространение оно получило в нацистской Германии, где ему был придан расовый смысл. В научной литературе этот полностью скомпрометированный термин вышел из употребления и больше не используется. Зато он популярен у представителей фолк-хистори и авторов неонацистских сочинений».

Из заключения следует, что как и многие авторы националистического толка, работающие в этом жанре, Михайлов много места уделяет описанию врагов России и христианства. Первое место среди них занимают евреи, на пейоративные характеристики которых он не скупится, – «распинатели Христа», «мучители Христиан» (в нарушение правил русской орфографии слово «христиане» Михайлов пишет с прописной буквы, тогда как представители всех иных конфессий пишутся со строчной), сатанисты. Православный историк всячески подчёркивает ненависть иудеев к русским, особенно православным: «Потомки хазарских иудеев ненавидели потомков Святослава, тем паче принявших Святое Крещение».

Судя по всему, к евреям Михайлов питает особое «расположение». Например, автор объявляет убийство Андрея Боголюбского ритуальным только потому, что там присутствовало два еврея. Дальше следует и вовсе сногсшибательный вывод.

«Связав с убийством Андрея Боголюбского убийство Николая II в Екатеринбурге, он даёт понять читателям, что оно так же носило ритуальный характер и было совершено по религиозным мотивам: «Недаром и последнего Святого Царя Николая II жидовствующие богоборцы расстреляли именно в ночь убиения Святого князя Андрея (17 июля по новому стилю)», – цитирует Михайлова эксперт РАН.

Каким образом «альтернативный исторический труд» мог попасть в планы госзакупок Смольного и кого собираются воспитывать на подобных «патриотических» примерах участники «государственно-церковных» мероприятий в стране, одержавшей 68 лет назад победу над фашизмом? По всей видимости, данный вопрос предстоит выяснить прокуратуре, куда Максим Резник передал заявление с просьбой принять меры прокурорского реагирования по факту разжигания межнациональной розни и включить данный опус в список экстремистских материалов.

«Я очень надеюсь, что при принятии решения о госзакупке книги чиновники руководствовались исключительно красивой обложкой и названием, – пояснил свою позицию Резник «Нашей Версии на Неве». – Хотя, с другой стороны, так можно ненароком и «Майн Кампф» издать. Что такого в этом названии, правда?..» 

Андрей Столяров, писатель, культуролог:

- В России сейчас класс бедных насчитывает около 60% населения. Бедные представляют собой подавляющее большинство избирателей. Поскольку реальных экономических благ власть предложит им не может, то она предлагает блага символические – в виде «державности», «национальной избранности», «особой духовности русского народа». Иными словами, мы – лучше других. Это, разумеется, повышает этническую температуру в стране и препятствует всем программам по толерантности. Своей правой рукой власть разрушает то, что создаёт левой.


     Алла Серова, "Наша Версия на Неве", № 21 (279), от 03.06.-09.06.2013