Запах рейдера

В Северной столице продолжается атака на крупнейшего в России производителя ароматизаторов для пищевой промышленности. 28 ноября в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области продолжит рассмотрение дела № А56-76373/2015. За попыткой отобрать в свою пользу комбинат химико-пищевой ароматики (ООО «Химпищеаромат») угадывается фигура Матвея Брилинга, успевшего не раз оскандалиться за время бизнес-карьеры. Оборону держит команда Якова Ерошевского, который в 90-е годы основал первую в стране бункеровочную кампанию (заправка топливом морского и речного транспорта), а в канун нынешнего экономического кризиса дальновидно сменил курс на работу с российской пищевкой.

Когда брюнетка ванильнее блондинок

В отличие от других отечественных рынков, плохие времена пошли только на пользу бизнесу пищевых ароматизаторов – за два последних года оборот «Химпищеаромата» увеличился почти в пять раз. На кону – миллиарды, приправленные манящим ванильным запахом. Ещё несколько лет назад комбинатом дружно владели братья Евгений и Владимир Бугаевы и их сводный брат Яков Ерошевский через кипрскую компанию Phoenix Pharmacy Limited. Фактически делами предприятия занимался лишь последний, и всех это устраивало.

В 2012 году Ерошевский выкупил у родственников доли в ароматном бизнесе, без скандалов и обид, оставшись сначала единоличным хозяином кипрского оффшора, а затем и российским владельцем комбината. Заметим, что на ту пору пищевой бизнес не считался слишком привлекательным и требовал немало усилий для того, чтобы достичь высоких коммерческих показателей.

Всё изменилось спустя пару лет. Из хорошего – продовольственные санкции лишь подтолкнули вверх развитие комбината. Из плохого – Евгений Бугаев породнился с московским предпринимателем Матвеем Брилингом, выдав за него свою любимую дочь.

Новоявленный зять не раз засветился в делах сомнительного толка. Впервые он стал героем криминальной хроники в январе 1998 года, когда был похищен неизвестными в обмен на 50 млн долларов. Матвей умудрился сбежать от преступников, геройски кинувшись вниз из окна третьего этажа. Не исключено, что тогда заложником Брилинг-младший оказался по вине влиятельного отца – Георгия Брилинга, который, по версии газеты «Коммерсантъ», мог взять денег у чеченцев и в оговоренный срок не вернуть.

В следующий раз Матвей Брилинг нехорошо прославился в 2009 году, когда владельцы продуктовой сети «Мосмарт» неосмотрительно назначили его генеральным директором. Назначенец, к слову, заявил, что зарплатой не интересуется, но хочет получить в качестве вознаграждения 5 % в капитале компании. Кипучая деятельность Брилинга-младшего обернулась для «Мосмарт» пустыми полками. По словам информированного источника «Эксперт Online», он «не имел опыта работы ни в ретейле, ни вообще в управлении». В итоге под конец 2010 года Московский арбитраж признал «Мосмарт» банкротом – продуктовая сеть была выставлена на продажу.

Спустя несколько месяцев Матвей Брилинг решил заняться потребительским кредитованием. Кредитный союз «Деньги напрокат» в лучших традициях ростовщиков предоставлял гражданам до 30 тыс. рублей под 700 % в год. В силках финансиста Брилинга запутались более 10 тыс. человек в возрасте от 25 до 60 лет. Деньги выдавались людям, которые вряд ли могли взять кредиты в банках. Примечательно, что наряду с микрофинансовым бизнесом Брилинг-младший учредил фирму «Система хранения», которая торговала автозапчастями и занималась транспортной обработкой грузов. Предположим, должник отдаёт ростовщику автомобиль – тот разбирает машину по узлам, а затем продаёт их: разве не выгодный бизнес?

Но и тут произошло неладное. В сентябре 2016 года кредитный союз «Деньги напрокат» был признан банкротом и в настоящее время ликвидируется. А на прошлой неделе в Московском арбитраже, по информации открытых источников, ПАО «М2М Прайвет Банк» настояло на том, чтобы взыскать с Матвея Брилинга 2,8 млн долларов. Маловероятно, что должник в состоянии рассчитаться с кредитором, и 19 января 2017 года будет рассматриваться вопрос о признании предпринимателя банкротом.

Где взять денег? Существует, как минимум, два верных решения – ограбить банк или выгодно жениться. Представить Матвей в качестве брутального мачо, ловко взламывающего сейф, трудно. Зато он вполне мог сойти за завидного жениха. Похоже, ради этого Матвей был готов изменить своим устойчивым вкусам на блондинок, чем пестрит интернет, и перспективно полюбил брюнетку Юлию Бугаеву.

Если в лупу посмотреть…

Фамилия Брилинг происходит от прозвища, которым когда нарекли мастера, занимавшегося изготовлением линз или торговавшего очками. Матвею не понадобилось пристально вглядываться в черты новых родственников. Он лишь посмотрел в сторону недавно проданной доли ООО «Химпищеаромат», и тесть Евгений Бугаев вдруг почувствовал себя обманутым – мол, оказывается, в 2012 году сводный брат Яков Ерошевский забрал себе комбинат как-то не так. Якобы акции Phoenix Pharmacy Limited были переданы на основании подложных распоряжений, а на документах вместо рукописной подписи Евгения красовалось факсимиле.

Странно, но эта мысль пришла в голову бывшему совладельцу только в 2014 году, когда производственная деятельность предприятия резко пошла в гору, а в жизни дочери Юлии случилось замужество с известным московским бизнесменом, с которого вдруг принялся истребовать долг ПАО «М2М Прайвет Банк». Матвей Брилинг взял у кредитора отсрочку, породнился с Бугаевыми, но на беду реальные деньги оказались вовсе не у богатой невесты Юлии, а у её несговорчивого дяди Якова…

В этом месте требуется в двух словах рассказать о братьях. Вообще-то их четверо. Самый старший – Евгений, окончил Арктическое училище и ЛМУ, четверть века отходил по морям-океанам механиком. Человек он совсем не коммерческий. Затем Владимир Бугаев – тоже торговый моряк, выпускник «Макаровки». С ним и начинал бизнес Яков Ерошевский, который после окончания кораблестроительного института работал в центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» и ежегодно проводил по полгода в командировках на сдаче кораблей для ВМФ. Есть ещё самый младший брат – финансист Вячеслав Лейбман, которого любили и Ксения Собчак, и Анастасия Волочкова. Но он хоть и занимался с остальными семейным бизнесом, к истории с ООО «Химпищеаромат» никакого отношения не имеет. Почти двадцать лет братья совместно вели свои дела, не будучи замеченными в каких-либо ссорах.

В мае 2016 года Василеостровский районный суд удовлетворил иск Матвея Брилинга к Евгению Бугаеву по взысканию сумм по договору займа. В чём задолжал тесть зятю, на момент подготовки этой публикации выяснить не удалось. Видимо, тяжба между ними была затеяна для того, чтобы затем московский родственник мог в качестве оплаты взять долю родственника в Phoenix Pharmacy Limited и превратился из потенциального банкрота в совладельца прибыльного комбината химико-пищевой ароматики, дотянувшись до денег дяди Якова. Сделать это возможно было, только оспорив давнюю сделку между Евгением Бугаевым и Ерошевским.

Вот и начались споры. Но настоящее согласья по поводу того, как превратить Юлию в богатую наследницу, не было даже среди наёмных юристов.

Например, представляющий в судах интересы «обманутого акционера» старший юрист Law Position Максим Молодкин утверждает, что Бугаев продал Ерошевскому долю «за символический миллион долларов», договоры подписал, а вот оплату якобы не получил. В то время как другой адвокат старшего брата – Станислав Данилов, уверяет журналистов: передаточного распоряжения Евгений Бугаев не подписывал, да и продажи акций не произошло – была лишь договорённость об этом.

Так или иначе, за два года судебных тяжб ни разжиться деньгами от Якова Ерошевского, ни отобрать у него комбинат химико-пищевой ароматики не удалось.

Где деньги – там и родина?

В истории с рейдерским подтекстом есть немаловажная деталь. Яков Ерошевский юридически вернул Санкт-Петербургский комбинат химико-пищевой ароматики в Россию. У оффшорной компании Phoenix Pharmacy Limited было дочернее ООО «Химпищеаромат». Ерошевский переоформил «дочку» лично на себя, причём эта сделка была закреплена в судебном решении, и теперь продукцию для пищевой промышленности выпускает отечественный производитель.

Правда, атака на предприятие идёт как в российских судах, так и в судебных инстанциях Кипра. Именно там, если верить СМИ, нынче предпочитает проживать ростовщик и почти банкрот Матвей Брилинг. На Кипре пытаются вернуть ситуацию назад, опротестовав переоформление дочернего предприятия в собственность российскому гражданину, но для этого требуется заслушать объяснения Якова Ерошевского.

В свою очередь он вынужден был обратиться с заявлением в правоохранительные органы. По словам руководителя юридической фирмы «ЛексТерра» Юлии Логуновой, существует судебное решение о взыскании с Евгения Бугаева в пользу сводного брата 2,5 млн долларов, а по поводу требований вернуть акции возбуждено уголовное дело о мошенничестве – Ерошевский признан потерпевшим, так как «неустановленное лицо намеревалось ввести суд в заблуждение с целью получить решение суда в свою пользу»…

Можно предположить, что вовремя женившийся Матвей Брилинг руками адвокатов и «должника» тестя предпримет немало усилий, чтобы вдыхать чудесные ароматы на побережье островного государства. Естественно, за счёт российского производителя, которого надо лишь загнать под правильный флаг.

Впрочем, ни Брилинг-младший, ни братья Бугаевы бизнесом в сфере реального производства непосредственно не занимались. Похоже, дальнейшая судьба ООО «Химпищеаромат», интересует их гораздо меньше, чем миллиарды, которые хотелось бы заполучить в результате успешной атаки.

 

           Павел Луспекаев, «Конкретно.ру»