В Петербурге замёрзнет транспорт?

Уже к концу первой недели наступившего года Северная столица рискует оказаться в транспортной блокаде, а горожане, не исключено, будут часами чертыхаться, безуспешно пытаясь завести своих железных коней, либо станут медленно замерзать на автобусных остановках.


В Петербург придут морозы. Вдобавок к резкому повышению проезда в общественном транспорте, пешеходов ждёт новая беда, которая скажется и на автолюбителях. Это летняя солярка, поступившая вопреки всем законам топливного обеспечения на городские АЗС.

С 1 января 2017 года государство повысило акцизы. Очередной налоговый манёвр в самое ближайшее время может вызвать значительное повышение отпускных цен на дизельное топливо. Оно, как известно, бывают летним и зимним. Первое – дешевле второго и устойчиво работает максимум до температуры -10 градусов. Затем необходимо переходить на зимнюю солярку, которая переносит втрое низкие температурные значения.

Уточним – в зимнем дизтопливе гораздо меньше парафинов и серы, зато содержатся специальные добавки, не позволяющие ему загустевать на морозе. Такая солярка дороже из-за того, что при её изготовлении требуется высокотемпературная перегонка, и на выходе получается почти в полтора раза меньше топлива.

Безусловно, производителям выгоднее снабжать транспорт летним дизтопливом. Кстати, на вид и запах оно почти не отличается от зимнего. К тому же, если долить в литр летнего процентов 10-12 керосина, оно условно превращается в зимний аналог. Правда, баловаться подобным превращением рекомендуется только для автомобилей из советского прошлого, способных переварить практически любую смесь.

Что до современных иномарок и даже единиц общественного транспорта, то физически никто не станет разбавлять резервуары на АЗС тоннами керосина. Вместе этого используют различные присадки (они добавляются ещё на заводе), однако летняя солярка в холодную ночь может реально превратиться в желеобразную массу, забить топливный фильтр и предохранительные сетки, и обездвижить машину.

По словам осведомлённого собеседника «Конкретно.ру», повышение акцизов заставляет нефтеперерабатывающие заводы увеличить оптовые отпускные цены на зимнее дизтопливо в среднем на 20-25 %. Иными словами, в самое ближайшее время потребителям придётся преодолеть психологический барьер в 40 рублей за литр солярки. А в течение 2017 года, как прогнозирует глава ЛУКойла Вагит Алекперов, розничные цены вырастут на 8 – 12 %.

Заметим, отпускная цена на солярку росла и в течение всего 2016 года, до повышения акцизов. Но этот рост был не столь существенным – всего 3,4 %, и не пугал автомобилистов. Немудрено, что пессимистический прогноз Вагита Алекперова вызвал негодование в правительственных верхах – Федеральная антимонопольная служба за несколько дней до новогодних праздников направила в адрес главы ЛУКойла предостережение о недопустимости подобных заявлений, а в Минэнерго и вовсе охарактеризовали мнение авторитетного нефтяника как «провокацию».

По всей вероятности, и в ФАС, и в профильном федеральном ведомстве предпочитают выдавать петербуржцам альтернативный вариант – надо на свой страх и риск заправляться в мороз недорогим летним дизтопливом с присадками, но без каких-либо гарантий качества. По крайней мере, такой вариант кажется менее болезненным и ряду торговцев соляркой. Ведь куда легче найти сотню причин, объясняющих, почему не завелся двигатель, чем получить тысячи разъярённых водителей на АЗС под цифрой «40».

В распоряжении «Конкретно.ру» оказался документ, подтверждающий, что уже сегодня некоторые продавцы предпочитают лить в баки недорогую летнюю солярку «от производителя». Это паспорт № 279, оформленный на основании отобранной пробы с изготовленной 19 декабря партии дизтоплива. Исследования были проведены испытательной лабораторией топлив ЛПДС «Красный Бор». Изучалась солярка, вышедшая из нефтеперерабатывающего заводы ООО «Кинеф» (Кириши, Ленинградская область).

Не берёмся утверждать, однако сведущие люди предполагают, что эта партия летнего дизельного топлива отпущена в розничную сеть ОАО Газпром. Если информация верна, то наибольший риск попасть в ледовую ловушку остаётся у петербуржцев, которые заправляются на АЗС газового монополиста.

Вместе с тем, было бы наивным полагать, будто летняя солярка сегодня отпускается потребителям только на газпромовских АЗС. В первые дни наступившего года отпускная цена за литр дизтоплива во всех розничных сетях не превысила 37 рублей за литр. И этот факт заставляет всерьёз задуматься о том, не последует ли за резким январским похолоданием та самая транспортная блокада, с омертвевшими автомобилями в городских дворах и мёрзнущими петербуржцами на остановках общественного транспорта.

 

                        Игорь Тимофеев, «Конкретно.ру», фото Антона Лаврентьева