Ни родить, ни разбомбить…

Северная часть Петербурга останется без новорожденных ещё на несколько лет. Смольный пока не нашёл инвестора, готового вложиться в реконструкцию роддома на улице Вавиловых, оборудованного бомбоубежищем. Пока же объявить войну готовы роженицы из четырёх районов, которым приходится совершать часовой тур по городу.



Жительница Калининского района Анна Некрасова за последние три года стала мамой двух детей. Накануне родов она тщательно изучила географию города. Все варианты предполагали часовую дорогу через развязки, пробки, множество светофоров. Самый близкий путь призывал отправиться во Всеволожск, но супруг роженицы был категорически против областного происхождения будущего поколения.

«Есть Первый мед на Петроградке, но там или платно, или по квотам. А в Калининском районе можно рожать только в одном месте: в инфекционной больнице на проспекте Руставели. Но туда кладут только болеющих, а не простых рожениц», – говорит она.

В итоге оба ребёнка Анны появились в НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Дмитрия Отта на Васильевском острове. Анна вспоминает, что просто повезло – в пустующем в новогодние праздники роддоме их приняли. Во второй раз дежурные не решились отказать – Анна была на позднем сроке беременности.

Северные реалии

Роддом на Вавиловых был единственным учреждением в Калининском районе, куда также отправлялись женщины из соседних районов – Выборгского, Красногвардейского и Приморского. В 2013 году здание было признано аварийным, оборудование – не отвечающим современным требованиям, а на персонал периодически приходили жалобы.

Медучреждение было закрыто на реконструкцию, вернуть его планировали в 2016-м уже в новом виде. На этом месте должен был возникнуть современный перинатальный центр на двести коек. Общая площадь – 30 тыс. кв. м. Финансисты оценили работы в 5,2 млрд рублей.

Город планировал начать стройку самостоятельно, но позже к реализации проекта подключилась компания «АВА-Петер» (клиники «АВА-Петер» и «Скандинавия»). Однако родиться государственно-частному партнерству было не суждено. За два года проект пережил оптимизацию, а его цена выросла на 30% – до 7,97 млрд рублей. Коммерсантов сумма впечатлила – они отказались от чересчур сложной и затратной стройки.

«Там хороший участок и хорошие коммуникации. Но проект осложняется тем, что у здания серьёзный подвал – бомбоубежище на случай ядерной войны. Реконструировать его сложно. Он был построен ещё в советские времена. Подвал – глубокий, туда фактически помещался весь роддом», – объяснила корреспонденту «Конкретно.ру» пресс-секретарь Администрации Калининского района Юлия Лебединова.

В июне этого года к губернатору Петербурга обратилась депутат ЗакСа Надежда Тихонова. Градоначальнику требовалось ответить на ряд вопросов, в том числе о будущем роддома: схеме финансирования реконструкции, информации о потенциальном инвесторе и итоговых характеристиках.

«На сегодняшний день в Петербурге на 18 районов города приходится всего 9 родильных домов. При этом северные районы считаются одними из самых густонаселенных», – приводит справку народная избранница. Согласно переписи 2010 года только в Калининском и Приморском районах проживали больше 1 млн жителей.

По словам Георгия Полтавченко, медико-техническое задание претерпело изменения. Во-первых, из здания должно исчезнуть бомбоубежище. Увеличилась площадь перинатального центра – до 45 тыс. кв. м. В 6-этажном здании по-прежнему будет 200 коек для пациентов: 140 акушерских, 60 – при патологии беременных, 8 – реанимационных, а также 146 для новорожденных: 14 – реанимационных, 20 – для выхаживания детей.

При этом заинтересованных компаний, готовых вложить 8 млрд рублей, Смольный пока не нашёл. Георгий Полтавченко в своём ответе пишет: «Назвать точные сроки заключения концессионного соглашения не представляется возможным». В то же время, считает губернатор, включать постройку в городскую Адресную инвестиционную программу «не целесообразно».



Народный сход

Сейчас роддом на Вавиловых представляет собой ветхое, полуразрушенное 4-этажное здание. Внутри практически ничего не осталось – неизвестные демонтировали даже канализационные люки. Пройти туда не составляет проблемы. По крайней мере, фотографии внутреннего апокалипсиса можно свободно найти в соцсетях. «Сталкеры» обсуждают личные качества охранников: один из которых – добрый и разрешает бродить, а другой – лысый и агрессивный.

Анна Некрасова вспоминает, что в 2015 году, перед рождением первой дочери, оказалась в Елизаветинской больнице. Из окна палаты открывался вид на заброшенный роддом.

«Тогда все девочки вздыхали: «Вот бы рожать в нём ...». А медработники уверяли, будто слышали, что скоро его точно будут ремонтировать», – говорит наша собеседница

Аналогичные истории рассказывают сотни «северных» петербурженок. Часть женщин не особо желают повторять опыт, утверждая, что прошли «ужас и ад». Однако большинство пациенток, воспользовавшихся платными услугами, ностальгируют по «душевному и профессиональному» сервису.

Обсуждения можно свести к одному знаменателю – этой части города остро не хватает роддомов. Местные жители договорились напомнить о роддоме на улице Вавиловых – они проведут акцию 5-летней памяти. «Пять лет женщины мыкаются по отдалённым районам в такой ответственный и волнительный момент своей жизни и жизни своего ребёнка. Считаю, это надо отметить! Встречаемся у закрытого роддома на Вавиловых рядом с закрытой станцией «Академическая» – гласит один из саркастических постов.

«Надеюсь, с «Академической» на пять лет не затянется», – иронизируют активисты.

 

                Алексей Стрельников, «Конкретно.ру», фото из соцсетей – пользователь ВК Фёдор Михайлович