Что у них под килтом?

Мало кто знает, что празднование католического Рождества в Шотландии несколько веков было вне закона. За подпольное празднование можно было угодить за решётку. В ХХ веке ситуация поменялась, но этот день оставался обычным рабочим вплоть до 1958 года.



При этом шотландцы до сих пор продолжают отмечать языческий кельтский праздник последнего дня в году – Хогменей, и отдыхают они не как все Соединённое Королевство (только 1 января), а ещё и 2 января. В эти дни народ гуляет вовсю, поёт и танцует под традиционные мелодии.

В Шотландии достаточно народных музыкальных коллективов. Но одним из самых известных считается Teannaich. Коллектив образовался в Эдинбурге 20 лет назад. И почти сразу же отправился на гастроли в Санкт-Петербург. Развесёлые шотландцы, оказывается, гораздо больше любят выступать за пределами родных Highlands and Lowlands.

В нашем городе они побывали аж 10 раз (и ни разу в столице, кстати. Говорят, так уж вышло). Jon Bews, скрипач коллектива, любовь к гастролям объясняет просто – в Британии и Ирландии к традиционной музыке привыкли, а за границей она считается экзотикой и её всегда встречают на ура. Teannaich называют самой известной британской группой, играющей народную музыку, несмотря на то, что похожих коллективов в Соединённом Королевстве много. Ну, собственно, как и в любой другой стране, народных ансамблей всегда достаточно.

Однако пятерым уроженцам Эдинбурга удалось выделиться благодаря «нетрадиционному подходу к традиции» – они смешивают старинные мелодии с современными, делают рок, джаз и фанк-аранжировки. Jonathan Kemp (бас-гитара) рассказывает, что в Шотландии очень много исследователей собирают и сохраняют старинную кельтскую музыку, выпускаются целые сборники нот, как говорится, играй не хочу. А навеять новую мелодию таланту может любая мелочь, даже случайно увиденная из окна корова, забредшая в развалины старинного замка (произведение так и называется – Cow in the Castle).

Музыкант Mark Neal (электрогитара) поясняет, что их мелодии всегда танцевальны, так как это обусловлено самим ритмом народной музыки, лежащим в основе всех композиций. Для самих шотландцев народные танцы не представляют собой ничего сложного, так как входят в школьную программу. Дети учатся танцевать на уроках физкультуры.

Марк, смеясь, рассказывает, что мальчиков и девочек ставят друг напротив друга в произвольном порядке. Из-за сложных межполовых отношений в школьном возрасте многие пытаются танцевать, не касаясь друг друга руками. Что, надо сказать, крайне сложно, и очень смешно, если смотреть со стороны. Но в итоге к концу школы все умеют танцевать и делают это с удовольствием, уже будучи взрослыми.

Что же касается наличия традиционной одежды – килта, то он есть не у всех. Шотландцы известны своей бережливостью, а добротный килт, который можно передавать от отца к сыну, говорят, может стоить 350 фунтов (порядка 30 000 рублей). Свои семейные килты есть и у четверых участников Teannaich. Причем Mike Ross (лютня) носит килт, принадлежавший ещё его прадеду.

А вот Jon Bews единственный в коллективе, кто выходит на сцену в штанах. Он рассказывает, что родился на одном из островов на севере Соединённого Королевства, поэтому не совсем шотландец, скажем так, и вполне может позволить себе пренебречь традицией.

К вопросу о том, что же у шотландцев под килтом, музыканты уже привыкли. Их об этом спрашивают постоянно. Ответ зависит от ситуации. Могут сказать, например, что под килтом носки. Перед тем, как читатель ужаснётся, поясним – это всего лишь языковая шутка, связанная с использованием предлогов в английском языке. А могут и показать.

Традиция демонстрации того, что под килтом сзади, якобы восходит к древнему ритуалу демонстрации презрения к врагу и его устрашению. Добро, что участникам коллектива практически не приходится никого устрашать. Ну разве что публику, которая периодически требует сыграть то «Макарену», то «Smoke on the water». Мы, конечно, можем, но не будем, говорит Colin Cairncross (барабаны). Мы хотим играть свою музыку.

Кстати, однажды они пробовали играть тюленям на берегу. Есть такая старинная северная легенда, что тюлени – это утопленники. Раз в году они могут сбросить шкуры и выйти на берег повеселиться. И если в этот момент они повстречают человека, то очаруют его, а под утро утащат на морское дно. Но наших музыкантов никто не пробовал заманить в воду. Наверное, стоило сыграть «Макарену»…

 

                 Екатерина Климина