В Великую Субботу литургия Василия Великого служится в соединении с вечерней, но это совершенно особое богослужение в непохожий ни на один другой день церковного года. Христос уже покинул Свой гроб и сошел в ад, чтобы разрушить его власть над людьми и освободить из него души ветхозаветных праведников. Но Церковь, подражая неведению апостолов о Воскресении Христа, пока откладывает до Пасхи эту переливающуюся через край радость и со страхом взирает на долгожданное разрушение ада.
Перед началом литургии читаются 15 паремий (отрывков из ветхозаветных книг), в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую Субботу оглашенных, то есть заявивших о своем желании стать христианами и специально готовившихся ко крещению.
После Литургии и до позднего вечера в храмах освящают куличи, творожные пасхи и крашеные яйца. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители в полном молчании переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресению Его из мертвых.
Ровно в полночь торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом выходят из алтаря и, вместе с народом, обходят Крестным Ходом вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Все молящиеся идут с горящими свечами. Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех словами «Христос Воскресе!», и каждый раз молящиеся отвечают «Воистину Воскресе!».