Пираты покидают столицы

17 апреля 2007 года Куйбышевский районный суд вынес приговор по делу предпринимателя Вячеслава Землякова. Он обвинён в совершении преступления, предусмотренного статьей 146 ч. 3 Уголовного кодекса РФ – «Нарушение авторских и смежных прав в особо крупном размере». По данным Российской антипиратской организации (РАПО) и Некоммерческого партнёрства ОКО, сумма материального ущерба, нанесенного деятельностью Землякова ведущим российским и зарубежным правообладателям, составила более 3,2 млн. рублей. Суд приговорил предпринимателя к трём годам лишения свободы условно и обязал выплатить штраф в размере 200 тыс. рублей.

Вячеслав Земляков является генеральным директором ООО «Техре-сурс», одной из коммерческих фирм, которая работала под брендом «505». В этой сети осенью прошлого года сотрудники УБЭП ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области обнаружили сотни тысяч пиратских дисков. Продукция была арестована и, по заключению Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы, 90% изъятого оказалось контрафактом. Ранее ни один представитель пиратского «бизнеса» не привлекался к уголовной ответственности в Северной столице, которая на сегодняшний день является форпостом в борьбе с контрафактом на российском рынке мультимедиа. А судебное решение, вынесенное в отношении Землякова, с февраля 2007 года находившегося под стражей, можно считать новым витком в этой борьбе.

Коммерческая структура «505», как следует из открытого письма представителей торговых сетей Санкт-Петербурга, являлась основным производителем и распространителем пиратской продукции по всему Северо-Западу. Ряд правообладателей, как российских, так и зарубежных, утверждает, что с «505» не было заключено ни одного договора, а соответственно, не передавались и права на тиражирование и дистрибуцию их товара.

Собственно, проверки прошли во всех торговых сетях Санкт-Петербурга. В общей сложности правоохранительные органы изъяли около двух миллионов пиратских дисков. Но перед этим Смольный предложил участникам рынка начать саморегулируемый процесс вытеснения контрафактной продукции и замещения ее лицензионной. Так появилось НП ОКО, ставшее исполнять функции координатора в процессе саморегулирования мультимедийного рынка.

Справедливости ради заметим, что поначалу далеко не все торговые сети отнеслись приветливо к этому координатору, подозревая ОКО в нечестной конкурентной борьбе. Но показательность милицейских акций заставила сети объединяться и вырабатывать единые условия легализации мультимедийной продукции.

Однако сеть «505» выбрала иной путь. Вероятно, потому что занималась не только розничной торговлей, но и производством пиратских дисков и их реализацией оптом. Несмотря на многочисленные предупреждения и штрафы, в магазинах «505» пытались продолжить торговлю товаром сомнительного происхождения. Параллельно в СМИ была инициирована информационная компания, в ходе которой милицейские проверки представлялись чуть ли не как рейдерский захват, а захватчиками оказывалось большинство городских торговых сетей, входящих в НП ОКО.

Но о каком захвате может идти речь, если сегодня в Санкт-Петербурге под скандальной вывеской продолжают мирно работать порядка двух десятков магазинов? Правда, после изложенных событий на прилавки приходится выкладывать лицензированный товар. Отсутствие в отношении этих точек каких-либо следственных мероприятий лишь подтверждает тот факт, что прежде в магазинах «505» продавался контрафакт, и не бороться с таким положением вещей милиция не могла.

Между тем те, кто стоит у руля, похоже, сдаваться не собираются, и сеть в своём теневом варианте перемещается в регионы, где борьба с пиратством пока ведется не столь бескомпромиссно.

Так, приехав в Великий Новгород, корреспондент «Парламентской газеты» побывал в местном магазине «505». Обходительные продавцы, рассказывая об имеющихся новинках, в открытую сообщали, что в продаже есть как лицензионная, так и пиратская версия одного и того же фильма. С виду коробки с дисками выглядят абсолютно одинаково, разница только в цене. На чеке, выбитом кассовым аппаратом при покупке нелицензионного фильма, значится ООО «НовПрофРесурс». Не в этом ли кроется разгадка того, почему представителям «505» удаётся с легкостью кочевать по регионам? В ходе следствия по делу Вячеслава Землякова установлено, что единого предприятия «505» на самом деле нет и никакого имущества за ним не числится. Это даже не товарный знак, «505» – лишь вывеска. Во всех договорах аренды площадей официально значатся совершенно разные люди, тогда как истинные координаторы концессии остаются в тени. На сайте деловой информации DP.ru соучредителем сети значится лишь предприниматель Алёна Кондрикова.

Что же толкает соратников Землякова, несмотря на вынесенный обвинительный приговор, продолжать сомнительную деятельность? Здесь уместно вспомнить о недавней ликвидации под Санкт-Петербургом подпольного завода по производству пиратских дисков. А ведь контрафактная продукция имела логотип «505». По мнению источников в правоохранительных органах, сеть для развития бизнеса могла привлекать заёмные средства именно в организацию производства. Согласитесь, инвестиции надо возвращать. В том числе массово сбывая накопленные припасы в российской провинции…

Хельга ФЕД

Комментарий:
АНДРЕЙ ЧЕРНЫХ
ДЕПУТАТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ЧЛЕН ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
– На мой взгляд, существующая законодательная база достаточна для того, чтобы успешно продолжать бороться с контра-фактом. Важно, чтобы законы последовательно исполнялись и правоохранительными органами, и производителями, и продавцами. Я с уверенностью могу сказать, что пиратских дисков в магазинах стало значительно меньше. Исчезли торговые развалы. Это прямое подтверждение тому, что законы в Санкт-Петербурге работают. Другой вопрос в том, что контрафакт уходит туда, где таких жёстких мер против его реализации ещё не приняли. Магазины нелицензионной продукции открываются в регионах – увы, но это законы рынка. Торговцам легче работать там, где с ними не борются. Поэтому соответствующие законы нужно вводить повсеместно.

26 АПРЕЛЯ 2007, № 59 (2127)