«Золотой» песок

<z>Как песок сквозь пальцы</z>
Строительство Кольцевой автодороги вокруг Петербурга привлекает к себе пристальное внимание. Как и на любой другой великой стройке, находится немало желающих нагреть руки на этом «проекте века». Один из лакомых кусочков связан с поставкой строительных материалов для будущей трассы. В окрестностях тех мест, где вскоре пройдет красавец-хайвэй, массовая незаконная добыча песка уже приняла характер эпидемии. А всего, по самым скромным оценкам, ежегодно на территории Ленобласти извлекается до 1 млн. кубометров «левого» песка. Нетрудно представить, какую огромную прибыль приносит этот нелегальный бизнес. Понятно, почему вице-губернатор областного правительства Григорий Двас неоднократно выражал озабоченность данной проблемой.
Совсем недавно в прессе писали о скандале, разразившемся в Приозерском районе, где объединение «Ленстройкерамика» незаконно разрабатывало несколько песчаных карьеров. Песок оттуда направлялся прямиком на строительство КАД. Корреспондентам «Версии в Питере» стали известны подробности аналогичной «песочной» комбинации, затеянной администрацией Всеволожского района с участием все той же «Ленстройкерамики».
<z>«Карьерные» игры</z>
«Всеволожское специализированное муниципальное предприятие» (ВСМП), занимавшееся разработкой нескольких песчаных карьеров, появилось на свет в далеком 1993 году. Учредителями его выступили Комитет по управлению муниципальным имуществом Всеволожского района и Комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством. Директор новоявленного предприятия, согласно Уставу, назначался приказом председателя Комитета по ЖКХ.
Но вскоре в системе управления районом произошли серьезные изменения. В ноябре 1996 года был зарегистрирован Устав администрации МО «Всеволожский район Ленинградской области» как органа местного самоуправления. А 19 февраля 1997 года тогдашний губернатор Лен-области Вадим Густов подписал Постановление «О вопросах администрации Всеволожского района Ленинградской области». Документ предусматривал создание ликвидационной комиссии областного правительства, которой передавались полномочия по приему на работу и увольнению в те организации, учредителями которых выступали КУМИ Всеволожского района и Комитет по ЖКХ.
Тем временем в мае 2000 года был избран новый руководитель МО «Всеволожский район». Им стал бывший кадровый офицер Игорь Самохин. Сердца избирателей он пленил по-военному простыми лозунгами типа: «Коррупцию победим!» и «Экономику поднимем!».
Начал Игорь Самохин с того, что расставил на все ключевые посты в районе «своих» людей. Вскоре один из них – заместитель председателя комиссии по благоустройству Сергей Кокорев – оказался в «местах не столь отдаленных». Чиновника взяли с поличным при получении крупной суммы за содействие в незаконной торговой сделке. Квалифицировали это как взятку. Как видим, по первому пункту избирательной кампании все в порядке – успехи в борьбе с коррупцией налицо.
Но вернемся к нашим карьерам. Новый глава района не преминул грубо вмешаться в дела государственного предприятия ВСМП, хоть и не имел на это права. С подачи Самохина на предприятии началась кадровая чехарда. Не имея на то ни малейших полномочий, Самохин отстранил от должности директора ВСМП Гармаша, назначив на его место Никитина. Одновременно глава района предоставил ВСМП земельные участки для разработки песчаных карьеров «Пугарево» и «Кузьмоловский». 31 июля 2000 года, опять по распоряжению Самохина, на предприятии появился третий за несколько месяцев руководитель. Директорское кресло на этот раз занял Быбко, ранее работавший в ОАО «Ленстройкерамика». Естественно, бесконечная смена начальства не могла не сказаться на работе ВСМП. Некогда процветающее предприятие, исправно платившие немалые налоги в бюджеты разных уровней, стало лихорадить. За период с мая 2000 г. по апрель 2001 г. задолженность по налоговым платежам составила более 12 млн. руб. А о таком деле, как своевременная выплата зарплаты, рабочие попросту стали забывать.
Впрочем, бедственное положение, в котором оказалось МУП «ВСМП», ничуть не смущало бойких чиновников и карьерных предпринимателей. Пока МУП по уши влезало в долги, на свет появилось некое ЗАО «ВСМП», учредителями которого стали одноименное МУП и частная фирма ОАО «Рудас». В новоявленное акционерное общество в качестве взноса в уставный фонд МУП «ВСМП» передало свою строительную технику. Передать-то передали, но работать дальше на чем-то надо было. И в результате техника вернулась к муниципалами обратно, но... на правах аренды. Кстати, согласно уставу МО «Всеволожский район», муниципальное предприятие не может быть учредителем закрытого акционерного общества.
Передав технику, МУП вскоре потерял и право на добычу песка в карьерах. Тем временем долги муниципалов за аренду своей собственной техники продолжали расти. И в результате пакет акций ЗАО, принадлежащий муниципалам, был передан фирме «Рудас». А по распоряжениям, подписанным Самохиным, правопреемником МУП было объявлено ЗАО «ВСМП». Финал истории закономерен: МО «Всеволожский район» лишилось процветающего предприятия, все активы которого перетекли в частные руки.
<z>Хотели было с жалобой пойти...</z>
Рабочие ВСМП, возмущенные происходящими событиями, обратились к общественности с открытым письмом. Они связывают события вокруг их родного предприятия с деятельностью заместителя главы Всеволожской районной администрации Алексеева. Этот чиновник ранее работал в должности заместителя директора все в том же ОАО «Ленстройкерамика». Кстати, написавшие письмо работники ВСМП считают, что именно Ленстройкерамика финансировала предвыборную кампанию Игоря Самохина. Если эти сведения верны, право на разработку песчаных карьеров (которые в связи со строительством КАДа стали воистину «золотыми»), вполне вероятно, стало своеобразным «откупом», который щедрый г-н Самохин выделил спонсорам своих выборов.
Помимо Алексеева, с «карьерной» деятельностью Игоря Самохина упорно связывают некоего Андрея Молчанова. Данный персонаж представляется нам весьма загадочным. По слухам, именно Молчанов является центральной фигурой операции по передаче права на разработку песчаных карьеров Всеволожского района в руки частных предпринимателей.
Впрочем, и на чиновника в нашей стране все-таки можно еще попытаться найти управу. В июне 2001 года Всеволожский городской суд Ленинградской области под председательством судьи Мининой вынес решение о признании недействительными практически всех распоряжений Игоря Самохина, касающихся ВСМП. В том числе о разрешении ЗАО «ВСМП» вести разработку песчаных карьеров «Пугарево», «Хиттолово» и «Кузьмоловский».
Казалось бы, справедливость восторжествовала. Однако не тут-то было. 10 октября Всеволожский городской суд под председательством все той же Мининой выносит определение о пересмотре своего же июньского решения. Официальная формулировка – «по вновь открывшимся обстоятельствам».
По мнению ряда авторитетных юристов, подобное изменение судом собственного решения является беспрецедентным. Даже видавшие виды специалисты были попросту шокированы мотивировочной частью данного решения. Ведь согласно п.4 ст.208 Гражданского процессуального кодекса РСФСР решения, вынесенные судами по делам органов местного самоуправления, вступают в силу немедленно после их провозглашения. Администрация МО «Всеволожский район ЛО» имела право в случае своего несогласия с решением, вынесенным в июне, обратиться в прокуратуру с заявлением о принесении протеста на определение суда. Чего г-н Самохин не сделал. Можно только предполагать, какое давление надо было оказать на суд, чтобы заставить его в октябре вынести подобное решение.
Впрочем, настырности бывшему кадровому офицеру Игорю Самохину не занимать. И каких еще «сюрпризов» ждать от главы Всеволожского района, не берется предсказать никто.