Частная разведка в России: новая услуга в сфере безопасности

Спрос на безопасность

Рынок услуг безопасности в России за последние годы стал весьма разнообразным. Вышли из тени частные военные компании, а их представители временами мелькают на телеэкранах. Как грибы растут фирмы предоставляющие услуги IT-безопасности. Открывается много детективных агентств. Главная причина тому - загруженность правоохранительной системы. Появление тех самых "новых вызовов и угроз", о которых, насупив брови, нам говорят генералы из телевизора, требует адекватной реакции. Иными словами, людям и коммерческим структурам нужна защита и справедливость. Спрос на качественную безопасность растет. Но это не означает, что представители этой сферы набивают себе карманы.

- Услуги хорошего "безопасника" стоят дорого. Содержать такую роскошь способна не каждая фирма, - говорит руководитель детективного агентства "Легион" Евгений Ермолаев". - Зевающий охранник со сканвордом не способен предотвратить утечку информации, остановить черный PR и одолеть недобросовестных конкурентов. Решить такую задачу под силу только профессиональному "безопаснику". Обратите внимание, я сознательно избегаю слова "охрана". В моем понимании любой охранник - это попросту человек с дубинкой. Да хоть с автоматом наперевес. Он действует строго по уставу, а "безопасник" никогда не мыслит шаблонно. Его задачи настолько разнообразны, что здесь просто не может быть какого-то стандартного решения.

Свое детективное агентство Евгений Ермолаев открыл на пару с бизнес-партнером десять лет тому назад. За это время организация прошла путь от сыскного бюро со стандартным набором услуг до агентства международного уровня. Необходимость совершенствоваться диктовала конкуренция. Петербург, где был основан первый филиал агентства (второй открылся в Москве), делят несколько десятков детективных агентств. На поверку это частные сыщики, зачастую не имеющие постоянного офиса. Но для поднятия своего статуса они называют себя агентствами, а клиентов принимают в офисах с почасовой арендой. Доверие к таким специалистам соответствующее, но конкуренция все равно растет. Люди не сразу понимают, к кому именно они обратились за помощью.

- В какой-то момент мы поняли, что перешагнули по своим возможностям стандартное детективное агентство, - продолжает свой рассказ Евгений Ермолаев. - Посудите сами, у нас есть свой собственный отдел, занимающийся информационными войнами, есть отдел кибербезопасности, отдел оперативного внедрения. Все это рождалось из тех целей и задач, которые перед нами ставили заказчики. К большому сожалению, не могу привести примеры. Мы умеем хранить тайны. Могу сказать только лишь, что агентство стало своеобразной платформой для создания ЧРК. Пока что мы называем себя детективным агентством. Для заказчиков аббревиатура ЧРК слишком нова и экзотична. Но по факту мы уже являемся частной разведывательной компанией.

Ушли в разведку

Несмотря на схожесть аббревиатур ЧВК и ЧРК пропасть между ними огромная. Первые обычно используются для силового решения конфликтов в горячих точках. Например, защиты интересов нефтяных компаний в регионах, где идет война за эту самую нефть. Вторые же для России являются полнейшей экзотикой. Законодательно такая деятельность никак не регулируется. Это еще одна причина, по которой проще всего работать под лицензией детективного агентства. Только задачи ЧРК уже решает совсем иные. Слежка за неверными супругами явно не вписывается в такие ответственные задания.

- Наш основной заказчик - российские коммерческие компании. Заводы и предприятия, которые сталкиваются с целым рядом проблем. Это промышленный шпионаж, контрафакт, информационные вбросы и другие внешние и внутренние угрозы, - рассказывает Евгений Ермолаев. - Мы работаем исключительно с коммерческим сектором по линии ЧРК. Не может идти и речи о каких-то других заказах. Мы патриоты страны. Трудимся во благо безопасности. Мы боремся с преступностью, но разведывательными методами.

Детективное агентство "Легион" содержит в штате своих разведчиков. Такие сотрудники на вес золота. Они владеют специальными знаниями. Это немного психологи, немного сыщики, немного оперативники. Разведчики внедряются в настоящие банды, фиксируют факты преступлений. Например, на каком-то предприятии систематически происходят хищения. Разведчики становятся частью коллектива, устраиваясь на должности разного уровня, чтобы изнутри посмотреть на ситуацию. Штатной службе безопасности провернуть такую операцию не под силу. В присутствии "безопасника" недобросовестные сотрудники явно не станут распространяться о своих преступных замыслах. Но разведчику, работающему под прикрытием, такие сведения могут выболтать за чашкой чая. Полученная информация доводится до заказчика и дальше он сам решает - обращаться в полицию или урегулировать вопрос своими силами.

- Посмотрите наш сайт www.dalegion.com В разделе для юридических лиц на первом месте стоят "Информационная война", "Конкурентные войны", "Бизнес-разведка" и подобные им услуги, - говорит Евгений Ермолаев. - Эти услуги пользуются наивысшим спросом в нашем агентстве. Потому что рядовое детективное агентство не потянет такого рода задачи. Это не совсем детективный профиль, это уровень ЧРК. В основном к нам приходят по "сарафанке". Один директор завода хвастается другому в бане, что мы помогли ему прикрыть пиратскую лавочку, штамповавшую пылесосы под его брендом. Это лучшая благодарность и реклама нашему бизнесу.