Образовательная хохлома

В 2013 году на смену привычным выпускным экзаменам в школе пришла ГИА – государственная итоговая аттестация. Она, как сказано на сайте obrnadzor.gov.ru, «представляет собой новую форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования». Новомодная система проверки знаний, ожидающая девятиклассников, покрыла себя не менее скандальной славой, чем ЕГЭ: сами попытки заменить адекватную оценку реальных знаний формальными, выхолощенными тестами встречают серьёзное сопротивление. Немало уже сказано и о подмене настоящего образования тривиальным умением решать кроссворды, и о махинациях до и во время проведения экзаменов, но перемен к лучшему всё не предвидится.

А ГИА-2014, по всей видимости, сулит лишь дальнейшее усугубление беды. Корреспондент «Нашей Версии на Неве» попробовал взглянуть на итоговую аттестацию и разобраться в её структуре.

Предлагаемые ученикам тесты поражают воображение. Подробный разбор испытаний по русскому языку приводится в ЖЖ Наталии Курнант, сотрудницы прославленной Классической гимназии. Анализ, проведенный ею и её коллегами, показал катастрофическую небрежность, проявленную составителями экзаменационных материалов. Предложенные тексты выглядят из рук вон плохо: хромает и лексика, и стилистика, и согласование. Встречаются совершенно детские ошибки. Чего только стоит одна фраза «Крестьяне приволжских деревень ютились вокруг торгового села Хохломы». Неужели в глубинах Министерства образования не нашлось никого, кто был бы способен указать на промах? Или к столь ответственному делу, как ГИА, можно подходить спустя рукава? И как быть выпускнику, работу которого станет проверять такой грамотей? Напишет подросток в сочинении: «вокруг села Хохлома», а ему за это снимут балл. Это лишь один из многих недочётов, обнаруженных госпожой Курнант.

Её экспертной оценкой тема русского языка и литературы не исчерпывается. Под стать тексту про хохломских умельцев оказалось и задание, связанное с рассказом Быкова «Экспонат №». На основании этого произведения школьникам предлагают порассуждать на тему «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументировать свою позицию при этом нужно не менее чем двумя примерами из текста. Как тут не вспомнить известную поговорку про бузину и дядьку?

Разумеется, красноречивый уровень качества продемонстрирован не только в гуманитарных дисциплинах. Откроем демоверсию теста по информатике с сайта ФИПИ. Выявить степень компьютерной грамотности призваны такие задачи, как «Составьте алгоритм получения из числа 65 числа 4, содержащий не более 5 команд» (имеются в виду действия «деление на два» и «вычесть единицу»). Или, например, «Сколько записей в данном фрагменте (таблице) удовлетворяют условию (Категория поезда = «скорый») И (Время в пути > 36.00)».

Здесь необходимо сделать паузу и напомнить: если экзамен по русскому языку является, согласно закону, обязательным, то информатика в настоящий момент относится к предметам, сдаваемым по выбору. Следовательно, от избравшего её школьника вполне уместно ожидать несколько более глубокого владения материалом. Предполагается, что он интересуется выбранной дисциплиной и уверенно ориентируется в ней. А тут от него требуют решить арифметический пример для дошкольников да указать полное имя файла после перемещения в другой каталог. Конечно, в тесте есть некоторое количество более сложных вопросов, однако в целом требуется изрядная доля самообладания, чтобы назвать подобный подход более лестным именем, чем «профанация». Особую горечь вызывает тот факт, что в Великобритании в качестве обязательного предмета в школах введено программирование – как сообщает сайт galyonkin.com, «Британия надеется таким образом подготовить почву для IT-бизнеса в стране – не только в геймдеве, но и для стартапов и прочих высокотехнологичных компаний». Какие цели преследует российская методика – непонятно.

Всё же мы должны быть справедливы: Министерство образования услышало голоса протеста и оперативно откликнулось на них. Нет-нет, не следует думать, что реакция выразилась в форме попыток исправить ситуацию и признания своих ошибок – в конце концов, такое малопочтенное поведение попросту не подобает столь непогрешимому столпу знания. Вместо этого чиновники приложили все усилия, дабы вопль недовольства приглушить до шёпота. Некоторое время назад автор данной статьи договаривался с одним из преподавателей 610-й гимназии об интервью в контексте нынешней темы. Однако несколько дней спустя выяснилось, что после ряда публикаций, посвященных проблеме ГИА, образовательные органы начали оказывать серьёзное давление на руководство школы – в результате от идеи интервью пришлось отказаться.

Итак, перемены в системе обучения продолжают если не шокировать, то по крайней мере удивлять. Как люди, далекие от конспирологии, мы, вне всякого сомнения, откажемся от подозрений в намеренном и планомерном оглуплении юных граждан нашей страны. С чем же тогда мы имеем дело? С поспешностью решений? Халатностью? Так или иначе, но родителям придётся, очевидно, учить своих детей наукам самостоятельно – полагаться в нынешних реалиях на государственные стандарты становится невозможно.

 

          Павел Шилин, "Наша Версия на Неве", № 10 (318), от 17.03.-23.03.2014