Владимир Шаманов: «Служить на благо ВДВ…»

Он – восемнадцатый командующий на всю историю ВДВ. Человек неординарный и волевой. Военачальник, известный своей безжалостностью к врагу и успевший прослыть на Северном Кавказе новым генералом Ермоловым, имя которого стало грозою горцев. Именно в непростом характере Владимира Шаманова словно воплотились все те качества, которые присущи российскому десанту – сила, мужество, отвага. Впрочем, родные и друзья Владимира Анатольевича говорят, что воспринимать его как плакатного героя – совсем не следует. Недаром с теплотой о нём вспоминают не только коллеги по службе, но и люди сугубо гражданские. О сегодняшнем дне ВДВ и о том, что ждёт в ближайшем будущем войска, которые являются резервом Верховного главнокомандующего, мы беседуем с Героем России, гвардии генерал-полковником Владимиром Шамановым.

– За свою военную биографию Вам довелось служить в четырёх дивизиях ВДВ. Какая из них всё-таки – самая родная?

– Плюс рязанское училище, где помимо того, что учился, я командовал взводом и ротой. Но априори для командующего не может быть самой родной дивизии. Как нет двух одинаковых людей, так и все соединения – разные: будь то дивизии или бригады.

Вообще-то дивизий, в которых я служил, было пять. С самого начала – 105-я ферганская, её, к сожалению, опрометчиво расформировали в 1979 году, перед самым началом афганских событий. Там был ещё курсантом, когда учился вЧирчике, в десантной роте танкового училища. Всё, что связано с совершением парашютных прыжков, полевых занятий, проходило на базе чирчикского полка.

А официально для меня первой по службе была псковская дивизия, которая Великую Отечественную закончила стрелковым соединением. Прошла Курскую дугу, участвовала в форсировании Днепра, за те годы больше пятидесяти солдат и офицеров стали Героями Советского Союза. Продолжила свой героический путь во всех горячих точках уже после того, как с карты мира исчез СССР.

По своему сказалась на моей судьбе 98-я дивизия ВДВ, тем более что довелось служить в 300-м кишинёвском парашютно-десантном полку, который в годы Великой Отечественной войны форсировал Свирь.

104-я дивизия – командовал полком. После развала Советского Союза выводил его из Азербайджана. Сегодня это отдельная 31-я десантно-штурмовая бригада, но в планах военного строительства намечено до 2020 года развернуть дивизию.

Безусловно, отпечаток наложила 7-я дивизия – ранее каунасская, а сейчас новороссийская. Она первой по номеру является в наших воздушно-десантных войсках и стоит немного особняком. К тому же мне пришлось в первую чеченскую кампанию воевать в составе её оперативной группы, а потом командовать группировкой войск, в числе которых были десантники 7-й дивизии.

– В мае 2012 год в интервью «Российской газете» Вы сказали: «Российский десант – это на сегодняшний день единственный род войск, где батальоны готовы действовать в полном окружении»…

– Это действительно так. Доказано войной. Как показала практика 1941 года, самого тяжёлого года войны, только пограничники и десантники продолжали оказывать сопротивление, даже если почти весь личный состав был уничтожен.

К сожалению, мы только сейчас пытаемся более детально и глубоко проникнуть в предвоенные и военные годы. Ведь к окончанию Великой Отечественной у нас было десять воздушно-десантных дивизий, были десантные корпуса и даже целая десантная армия, которая освобождала Вену (её затем, правда, сделали гвардейской общевойсковой армией). При этом многие десантники ни разу не выполняли задач, стоящих непосредственно перед ВДВ. Но накопленный опыт специальной подготовки плюс совершение прыжков – они вносили определённый дух и настрой в людей.

Сегодня некоторые видные военные теоретики, в частности президент Академии военных наук России генерал армии в отставке Махмуд Ахметович Гареев, иногда пытаются взять под сомнение – а нужны ли вообще десантные войска? У нас ведь пока и авиации недостаточно. Я хочу сказать, что эти аргументы не выдерживают никакой критики. В Афганистане всю войну в составе 40-й армии находились 103-я дивизия ВДВ, 345-й отдельный парашютно-десантный полк и 56-я отдельная десантно-штурмовая бригада. Они зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.

В нынешних условиях, при наличии более 50 тысяч километров сухопутной границы, именно десантные войска способны отстоять и защитить национальные интересы государства в пределах нашего суверенного права. А так же, как показывает практика, мы успешно нарабатываем подходы в рамках союзнических обязательств в ОДКБ, куда в коллективные силы оперативного реагирования входят 98-я воздушно-десантная дивизия и 31-я отдельная десантно-штурмовая бригада. И мы действительно, проводя повседневную боевую учёбу, подготавливаем наших десантников эффективно действовать в полном окружении.

– Четыре года Владимир Шаманов возглавлял Ульяновскую область на посту губернатора. Что труднее – быть чиновником или воевать?

– Многое в деятельности губернатора связано с алгоритмами, которым меня научили в высших военных учебных заведениях. Плюс, помимо военного опыта, у меня был опыт научных исследований – защитил в государственной академии приборостроения и информатики кандидатскую диссертацию по социологии. Её тема, конечно, относится к пограничной зоне: «Влияние общества на армию и армии на общество». Почему я не пошёл на второй губернаторский срок? Честно сказать, принял решение – это не моё. Ну вот – не моё…

Честно доложил о своём видении Владимиру Владимировичу Путину. Нашёл понимание с его стороны. И стал заниматься в Правительстве России на должности помощника премьер-министра вопросами социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Скажу, что многое из сделанного в то время потом было реализовано в разных законодательных актах. Безусловно, наложила отпечаток работа в совместной российско-американской Комиссии по делам военнопленных, интернированных и пропавших без вести. Посетил Америку, побывал в Вашингтоне, Нью-Йорке, Миссисипском университете. Пришлось встречаться даже с президентом США Джорджем Бушем-младшим.

Разносторонняя деятельность – она, конечно, сказывается положительно. Например, с нынешним мэром Москвы Сергеем Семёновичем Собяниным, представлявшим Тюменскую область, мы соседствовали по Госсовету. А знакомство с такими основательными политиками-регионалами как Минтимер Шарипович Шаймиев и Николай Иванович Меркушкин, многие другие, не прошло незамеченным. Не стеснялся у них учиться. И четыре, далеко не простых губернаторских года вспоминаю с теплотой. Нисколько не сожалею, что несколько лет провёл на гражданской службе. Всё это сейчас помогает мне служить на благо ВДВ.

– Вы неоднократно говорили о необходимости передать в воздушно-десантные войска вертолётные соединения. Удалось ли ВДВ получить собственные вертушки?

– В связи с тем, что предстоит объединение военно-воздушных сил и войск воздушно-космической обороны, мы выступили с предложением к руководству Генерального штаба, чтобы армейскую авиацию и эскадрильи Ан-2 вернуть в соединения воздушно-десантных войск. В советское время уже был опыт на Дальнем Востоке, когда 11-я отдельная десантно-штурмовая бригада в городе Могоча и 13-я отдельная десантно-штурмовая бригада в посёлке Магдагачи имели в своём составе вертолётные полки. И как показывает сегодняшняя практика, в десантных соединениях таких государств как США, Великобритания, Франция, Германия, Китай есть армейская авиация. Там очень много плюсов. Ведётся подготовка авианаводчиков. Обеспечивается непосредственное планирование боевой подготовки, минуя все промежуточные инстанции.

К месту вспомнить то, что в советское время имелась авиация Сухопутных войск. Мы должны возродить воздушные пункты управления. Сегодня, когда резко возрастает цена манёвра, все эти компоненты напрямую влияют на скорость и качество выполнения поставленной задачи. Сейчас министр обороны и начальник Генерального штаба достаточно творчески подходят к этим вопросам. Будем доказывать свою правоту и отстаивать свою точку зрения.

– В январе 2014 года разведчики из Пскова провели государственные испытания перспективной боевой экипировки «Ратник». Принято ли решение о том, что «Ратник» поступит в войска?

– Мы проверяли эту экипировку не только в Пскове – в различных климатических условиях, например, на Новосибирских островах. В подразделениях 98-й дивизии и 45-й бригады спецназа ВДВ. Подходит к завершению выполнение этой опытно-конструкторской работы. Я думаю, что до конца 2015 года первые восемьсот комплектов поступят в разведывательные подразделения трёх десантных соединений. Наряду с ВДВ «Ратник» в последующем будут получать подразделения специальных операций, бригады спецназа ГРУ, части морской пехоты.

В целом получается очень хороший комплект, как индивидуальных средств, так и возможностей для проведения коллективных мероприятий. Промышленность внесла существенный вклад в оснащение наших военнослужащих современными средствами и разведки, и ведения различных видов боестолкновений, и управления войсками. Мы с оптимизмом смотрим в ближайшее будущее по оснащению десантников «Ратником».

– И ещё вопрос по поводу технического перевооружения. В декабре 2014 года завершились войсковые испытания БМД-4М. В официальных источниках сообщается, что до конца нынешнего года ВДВ получат шестьдесят две модернизированные машины десанта…

– Более того, двенадцать «четвёрок» уже поступило. И полсотни – батальонный комплект, нам предстоит получить во втором полугодии. Наряду с этой машиной приходит и многоцелевой модернизированный бронетранспортёр «Ракушка». Он был представлен общественности на майском параде. «Ракушка» станет модельным типом для многих машин обеспечения. В частности, сейчас уже есть медицинский бронетранспортёр, бронетранспортёр в огнемётных подразделениях РХБЗ и так далее.

И БМД-4М, и «Ракушка» – машины десантируемые, плавающие. Но мы этим не ограничиваемся. Сейчас с рядом отечественных производителей колёсной техники оцениваем возможности создания многоцелевых автомобилей с боевыми модулями. Пробуем применять в разведывательных подразделениях БТР-82А, разработанный на Арзамасском машиностроительном заводе. Плавающая машина, но не десантируемая. Для десантно-штурмовых подразделений. Во второй половине 2015 года планируем провести испытание на десантирование «Тигра», а также реализуем мероприятия по созданию бронированного автомобиля третьего-пятого класса защиты с боевым модулем на базе КамАЗа.

Подытожу – сегодня в плане оснащения воздушно-десантные войска имеют широкие перспективы, задачи нам определены показателями Государственной программы вооружения до 2020 года. Мы уже приступили к разработке параметров того, как будут развиваться ВДВ в ближайшие десять лет.

– Зачем десанту понадобилась Артика?

– Поверьте, нас потянуло туда не праздное любопытство – слетать и отметиться. Это участие воздушно-десантных войск в выполнении ряда государственных мероприятий, которые возложены на новое Объединённое стратегическое командование «Север». Мы не планируем находиться в Арктике на постоянной основе, пребывание ВДВ в тех или иных точках определяется Генеральным штабом. Часть поставленных задач будем решать в ближайшие месяцы во взаимодействии с командованием Северного флота.

– Сразу после 85-летнего юбилея ВДВ в Санкт-Петербурге будет торжественно открыт памятник 6-й роте…

– Вообще я хочу сказать, что в последние годы правительством Санкт-Петербурга установлен тесный контакт с представителями десантного сообщества. Немало делегаций из города на Неве посещают псковскую дивизию. Да и псковичи-десантники часто бывают на различных мероприятиях, которые проводятся в Санкт-Петербурге. И меня, как командующего ВДВ, конечно радует, что дивизия пользуется заслуженным уважением и авторитетом во всём Северо-Западном федеральном округе. Кроме того, у нас хорошие контакты с новгородским руководством. Мы оказываем посильную помощь в проведении поисковых мероприятий – совсем недавно участвовали в перезахоронении останки тех солдат, которые воевали на Волховском фронте. Там, кстати, действовали и десантные соединения – первая и третья мобильные десантные бригады. Они внесли свой существенный вклад в ведении операций на этом направлении. Да и Василий Филиппович Маргелов провёл часть фронтовых дней под Ленинградом, командуя полком морской пехоты.

Ещё не так давно в Гарболово, рядом с Санкт-Петербургом стояла гарболовская десантно-штурмовая бригада. Жаль, безусловно, что её расформировали. Но сегодня в планах военного строительства, утверждённого Генеральным штабом, есть намерения расположить в Пушкине 3-й десантно-штурмовой полк псковской дивизии.

У нас стало традицией – первого марта в Санкт-Петербурге и Пскове проводятся траурные мероприятия и соревнования по самбо и армейскому рукопашному бою в память о подвиге десантников 6-й роты. Приезжают родственники этих молодых ребят, которые своим массовым героизмом в очередной раз доказали, что наше воинство опирается на традиции предков. Была ли у них возможность не вступать в бой? Безусловно, была. Несмотря на сложный рельеф местности, можно было отойти, но десантники приняли решение воевать и покрыли себя неувядаемой воинской славой, принеся молодые жизни на алтарь Отечества. И мы всегда будем гордиться этими замечательными ребятами.

Двоих из них я лично знал. Один – это подполковник Марк Евтюхин, который повёл 6-ю роту в бой. С 1984 по 1986 год я командовал батальоном, где он служил командиром взвода. А сын командира 104-го полка, в котором я был комбатом, – старший лейтенант Алексей Воробьёв, дружил с моим сыном. Для меня как для человека это трагедия. Когда погибла 6-я рота, я был командующим 58-й армией Северо-Кавказского военного округа. Внутри группировки известие о бое на высоте 776,0 разлетелась мгновенно...

Горечь утраты со временем не утихает. Тем более сегодня, когда до мелочей понятно, как это боестолкновение произошло. Какие минуты и часы пришлось пережить этим российским парням. Спасибо петербуржцам за то, что героической 6-й роте, шагнувшей в бессмертие, сооружён монумент, который станет напоминанием о тех трагических событиях.

– Воздушно-десантные войска становятся всё более профессиональными по своему составу. Кстати, первым на контракт перевели тот самый 104-й парашютно-десантный полк, в котором служили десантники 6-й роты…

– Мы уже оценили наиболее оптимальный вариант комплектования подразделений ВДВ: восемьдесят процентов военнослужащих – контрактники, а с учётом годичной срочной службы и, соответственно, двух призывов каждый год – по десять процентов срочники. Для того чтобы создавать среду, откуда впоследствии будет пополняться контрактная служба. К тому же это мобилизационный ресурс – государству необходимо его создавать.

Но на сегодняшний день укомплектованность войск – пятьдесят три процента. И нам ещё предстоит в ближайшее время решать задачи социального характера. Наиболее остро стоит вопрос даже не интенсивности боевой подготовки, а обустройства семей военнослужащих по контракту. Сейчас в Министерстве обороны разработана целевая программа по созданию нормальных бытовых условий для всех соединений ВДВ. Будут строиться малосемейные общежития, а для тех, кто прослужил более десяти лет, предоставляться отдельное жильё. Я думаю, что это коренным образом изменит ситуацию в позитивную сторону, и соотношение восемьдесят на двадцать станет осуществимым.

Престиж военного человека вырос, и социальный пакет, несмотря на сложности, которые испытывает страна, вполне неплох. Всё-таки человеку в погонах уделяется большое внимание. И спасибо за это государству, мы стараемся оправдать такое доверие. Ведь не случайно возникло название «вежливые люди» – оно показывает само настроение в обществе к армии, которая всегда была, есть и будет детищем своего народа. ВДВ предоставляет свои площадки для военно-патриотической работы Министерству образования, мы с удовольствием поддерживаем клубы десантной направленности, где руководят ветераны.

– Товарищ командующий, что пожелаете десантникам в этот праздничный для ВДВ день?

– Прежде всего, хочу поздравить ветеранов воздушно-десантных войск, чьими поступками и службой в разные годы написаны золотые страницы ВДВ. В первую очередь поздравляю фронтовиков – их, к сожалению, становится всё меньше и меньше, этого великого удивительного поколения победителей. Крепкого вам здоровья и хорошего настроения.

Отдельные поздравления – ветеранам локальных войн и вооружённых конфликтов. Их основа в наших войсках – это «афганцы», которые объединены в знаковые организации и выходят на передний край, а следом тянется молодёжь.

Хотелось бы также поздравить сегодняшних военнослужащих воздушно-десантных войск. Благодарю вас за то, что сохраняете и развиваете наши десантные традиции, на высоком уровне выполняете задачи, поставленные командованием Вооружённых сил и руководством России.

Желаю благополучия, всего самого доброго и светлого. Чтобы всегда неизменными оставались стойкость, мужество и надёжность гвардейцев-десантников, живущих под девизом «Никто, кроме нас».

С праздником!

 

Из личного дела

Детство провёл в Узбекистане. Образование – Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. Ленинского комсомола, Военная академия им. Фрунзе, Военная академия Генерального штаба ВС РФ. В 1992 году воевал в карабахском конфликте будучи командиром 328-го пдп 104-й воздушно-десантной дивизии. В первую чеченскую кампанию командовал оперативной группой 7-й дивизии ВДВ, затем был заместителем командующего и командующим группировкой войск Министерства обороны РФ в Чечне. Был тяжело ранен, вернулся в строй. Вторжение боевиков в Дагестан – на посту командующего 58-й армией СКВО руководил операцией по ликвидации ваххабитов. В сентябре 1999 года назначен командующим западным направлением Объединённой группировки федеральных сил на Северном Кавказе.

В 2001-2004 годах был губернатором Ульяновской области. Реструктурировал коммунальный долг региона. Проводил открытую политику с привлечением СМИ. Способствовал приходу бизнеса в Ульяновскую область. Затем стал помощником Председателя Правительства РФ, в марте 2006 года ушёл с государственной службы, возглавил Российскую ассоциацию героев. Позднее – советник министра обороны и начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ. В августе 2008 года возглавил российскую военную группировку в Абхазии, которая разгромила грузинские войска в Кодорском ущелье. С 24 мая 2009 года – командующий ВДВ.

Герой России, генерал-полковник. Почётный гражданин Рязанской области. Кандидат социологических наук. Награждён орденами Святого Георгия IV степени, «За военные заслуги», «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР», орденом Мужества, а также многими медалями. В 2014 году попал под санкции Евросоюза.

Владимир Шаманов о санкциях, отвечая корреспонденту ИТАР-ТАСС:

– Мне это абсолютно фиолетово.

– И в США не собираетесь?

– Если Верховный главнокомандующий даст приказ, поеду.

 

        Беседовал Кирилл Метелев, главный редактор журнала «Командор» (учредитель – СВВА «Афганвет»)