Петербург немного GEEKнулся

В выходные на Елагином острове всё летало, шумело, ползало и светилось. На открытой площадке прошёл ежегодный научно-технический фестиваль Geek Picnic. Петербуржцы могли прогуляться в виртуальном фильме, поболеть на гонках дронов, а также узнать: что общего между порнографией и искусственным интеллектом.

IT-слет в Северной столице со стороны напоминает сумасшедший дом. Ещё при входе перед рамками металлоискателей в длинную очередь собираются посетители в костюмах из кинофантастики. В руках у них – пластиковые автоматы и бластеры, а лица скрыты под масками.

– Обычно я в гриме – у моего героя всё лицо синее, – признаётся Александр, который примерил на себя мундир гранд-адмирала из киноэпопеи «Звездные войны». – Но тяжко и лень, ведь он весь потечёт на солнце.

Сказочным посетителям далеко за 20 лет, в компанию к ним втискивается 60-летняя пенсионерка, переоблачившаяся в мультперсонажа Тима Бертона «Труп невесты». Их тщательно досматривают охранники, но межгалактическое оружие не изымают.

Этот фестиваль удивляет своей гремучей смесью: на одной площадке уживаются как фанаты развлекательного косплея (от англ. costume – костюм и play – игры) и комиксов, так и деловитые предприниматели, прибывшие в поисках полезных контактов. Такой «скрещенный» экземпляр-посетителя и прозвали «гиком». Соучредитель Geek Picnic Николай Горелый коротко определил их, как людей «увлечённых, творческих, создающих и потребляющих интересный контент». Для каждого – своя точка притяжения на open air, который поделили на четыре площадки: техники, науки, искусства и зону небольших безумств.

Сферическое кино

Самые длинные очереди – стоять приходилось по полчаса – скапливаются не только в зоне еды, но и у павильонов с техническими новинками. Главный тренд этого года уже не люди-киборги и роботы (в прошлом году на центральной площадке огромные железные щупальца сминали кузова машин, как газетные листы), а виртуальная реальность. Особый восторг у любителей новых ощущений вызывает аттракцион «качели». Человек находится в люльке всего в метре от земли, но в очках создается иллюзия 30-метровой высоты. Имитация настолько реалистична, что некоторые впечатлительные барышни умоляют остановить симулятор.

– Реакция у всех разная, – поясняет сотрудник компании VRLF Анатолий Грищенко. Он помогает посетителям погружаться в виртуальную реальность. – Я, например, вообще не могу на них качаться – не позволяет вестибулярный аппарат.

Многие стенды предлагают посетителям приобрести «виртуальные» очки из картона за тысячу рублей, другие презентуют продукцию технически более сложную. По словам гендиректора компании Homido Дмитрия Ланцева, панорамная камера, способная снимать 360-градусное видео, оценивается на рынке в 15 тыс. долларов. Коммерсант вспоминает, как начал заниматься реализацией подобных гаджетов полтора года назад.

– Это сфера набирает стремительные обороты. Раньше продавал видеорегистраторы, но ажиотаж на них спал. А виртуальный ролик можно свободно найти на видеохостингах, типа YouTube. Мы, например, используем панорамные виды Петербурга, которые создают наши коллеги. Их стол вон там, – предприниматель указывает в сторону соседнего стенда.

Компания ЛенVR специализируется на производстве контента с использованием виртуальной реальности. Площадка создана в сотрудничестве с «Ленфильмом» и снимает по заказу свадьбы, фестивали и презентационные ролики. Одна минута стоит от 50 тысяч рублей. Сейчас фирма готовит полнометражную картину с эффектом сферического изображения.

– Сценарий – игровой, – объясняет технический директор ЛенVR Олег Хохлов. – Молодые люди из Германии отправляются в путешествие по России. По ходу картины раскрываются их характеры, а зритель путешествует рядом с ними. Он может полностью лицезреть всё вокруг. Но сюжет здесь особой роли не играет, главное – качественная картинка.

Сумасшедшие конкурсы

Для посетителей с приземлённым ощущением реальности на фестивале представили квесты с безумствами: гонки на тележках, битвы в пузырчатой плёнке, метание старых телефонов на расстояние. В зоне рекордов Гиннеса можно было проявить себя в сложнейших испытаниях: простоять на одной ноге с закрытыми глазами дольше 2 минут, прыгнуть «звездочкой» больше 77 раз или побить достижение Павола Дурдика. Рекордсмен из Словакии в 2015 году за одну минуту умудрился надеть на ногу 48 носков. Впрочем, в Петербурге это достижение всё равно никто и не побил бы. В процессе соревнований недосчитались необходимо количество инвентаря: 2 чулка умыкнул с собой один из посетителей фестиваля.

На площадке, которую разбил университет ИТМО, предлагали наглядно познакомиться с прикладной наукой. Фанаты физических законов могли прогуляться по шатру со световыми эффектами, а химики от рождения – насладиться оглушительным взрывом бочки с шариками, наполненными жидким азотом. В этой же зоне 3D-принтеры неустанно строчили слой за слоем пластиковые вазы.

Легендарный разрушитель

Когда на фестиваль приехал хедлайнер программы – ведущий американского шоу «Разрушители легенд» Джейми Хайнеман – толпа устремилась к главной сцене и запрудила всю лужайку. Гуру появился перед публикой, облаченный во всё черное. Рассказывая о своих изобретениях, поведал, что 14-летнее шоу больше не выйдет на экраны. Армия гиков, из которой копьями выглядывали гаджеты на селфи-палках, разочаровано ахнула.

– 14 сезонов, 5 выпусков, несколько тысяч взрывов, 700 проверенных мифов. Простите, но хочется чего-нибудь новенькое, – извинился он по-русски. – Сейчас я работаю над транспортным средством, колеса у которого снабжены 24 поршнями. Оно может не только ездить, но и танцевать. Там используется сервопневматика – она гораздо быстрее и легче, чем гидравлический или электромеханический привод. Управлять им с помощью руля нереально – этим будет заниматься бортовой компьютер. Проект – рискованный, так как последствия могут быть катастрофические. Именно за это его и обожаю.

Кроме того, Джейми Хайнеман, отвечая на вопросы петербуржцев, рассказал о своём детстве. В 14 лет он отправился в путешествие автостопом по штатам, но 7-месячное турне прервал полицейский патруль. И вернул его домой. Закончил своё выступление изобретатель футуристическим прогнозом. По его словам, будущее стоит не за нано-технологиями, а за Всемирной паутиной.

– Мы не до конца понимаем воздействие интернета: как оно влияет на нас и на коммуникационные технологии. Разработка доступа к данным идет семимильными шагами. На нас сваливается такое количество информации, что мы уже не способны её обработать.

Работа мечты

Некоторые посетители после окончания речи Джейми Хайнемана стремительно направились в зону Geek Me. Там должна была состояться лекция студента ИТМО Ивана Бурцева «Компьютерное зрение для поиска порнографии». Впрочем, многие застенчиво уверяли корреспондента, что спрятались в шатре исключительно на случай дождя.

– Здесь мы успели обсудить математику, космос, генетику сексуальности, а теперь поговорим о порнографии. Но об её научном аспекте, – предварила выступление модератор Юлия.

Главная идея лекции – возможность фильтрации «взрослого» контента. Иван – сотрудник российско-американского стартапа Kuznech, который занимается «компьютерным зрением». Технология позволяет распознавать изображения и звуки в интернете с помощью сверточной нейронной сети, построенной по принципу работы человеческого мозга.

– Дело было два года назад. Коллега написал: «У нас сегодня потрясающая задача!» И скинул мне терабайт порнографии. Я даже не стал спрашивать, что с этим делать, – улыбнулся программист. – Наш клиент – крупная компания, которая борется с запрещённым контентом. Каждый день у них 15 миллионов реквестов. Человек это никак не сможет обработать. Поэтому надо было придумать способ побыстрее.


Основная проблема, рассказывает он, состояла в способе определения порочного видео. Определить его по звуку не получалось, так как аналогичные эмоции можно услышать от спортсменов на матче по теннису или в борьбе тяжеловесов. В итоге компьютерные энтузиасты разработали несколько методик поиска: по логотипам киностудий и по популярным позам.

– Это была работа мечты. 8 часов в день, 5 дней в неделю. И за это ещё и платят, – смеётся Иван. – К этой кампании подключились все сотрудники, даже коммерческий директор сказал: «Ребята, я помогу». Мы отобрали 20 наиболее встречающихся поз. Наш детектор научился отличать порнографию от эротики и обнаженных статуй. Таким образом 98% контента оказалось отфильтрованным.

Сейчас услугами компании Kuznech пользуются такие гиганты, как Mail.Ru Group, «Одноклассники» и «ВКонтакте». Хотя сфера «компьютерного зрения» не останавливается на коммерческом предложении. Их разработки, уверен Иван, вплотную подводят к созданию искусственного интеллекта. И вполне возможно, на одном из следующих фестивалей он сможет представить такое изобретение.

 

            Алексей Стрельников, «Конкретно.ру», фото автора