Судьбы усадебные…

В рамках Года истории, объявленного губернатором Александром Дрозденко, а также в плане реальных шагов по участию Ленобласти в федеральном проекте «Русские усадьбы», состоялся объезд четырёх усадебных комплексов замечательных исторических личностей, живших в нашем крае: Абрама Ганнибала, Елизаветы Трубецкой, Николая Рериха и Владимира Набокова. 

Коротко о самом проекте. В 2012 году после поручения президента России о развитии культурно-познавательного туризма Минкульт с подачи руководства музея « Ясная Поляна» выдвинуло идею проекта о создании межрегионального маршрута «Русские усадьбы: от идеи до маршрута». Подписание протокола о намерениях состоялось тремя годами позже, и в нём уже фигурировала Ленинградская область.

Суйда – вотчина Абрама Ганнибала

Усадьба, принадлежавшая прадеду А.С. Пушкина, находится совсем недалеко от Санкт-Петербурга в Гатчинском районе и работает как музей с 1999 года. Сам усадебный дом не сохранился, музей располагается в комнатах гостевого флигеля имения Абрама Ганнибала, который, как известно, был крестником Петра I.

К нему он попал мальчиком после турецкого плена. Затем получил прекрасное образование во Франции и в Россию вернулся в 26 лет, стал учителем Петра II, написал два учебника, которые представлены в музее, но больше всего Абрам Петрович Ганнибал прославился как первый инженер в России с дипломом об образовании. Одно время он был обер-комендантом Ревеля, но особое возвышение в карьере получил при императрице Елизавете, которая его помнила ещё по общению с отцом. Ганнибал стал генерал-губернатором, создал проект Астраханского канала и начал его строительство.

После выхода в отставку в 1759 году он поселился в Суйде, которой ранее владели граф П.М. Апраксин, а затем его потомки. А раньше здесь была шведская мыза, которая стала отправной точкой для обустройства усадьбы. Именно новый владелец завёл здесь прекрасный парк с аллеями, прудом и каналами, с большой выдумкой он приказал устроить каменный диван, вырубленный в огромном камне ледникового периода, который прекрасно сохранился до настоящего времени в парке рядом с прудом. С большим старанием и умением занимался сельским хозяйством и стал известен во всей России как первый картофелевод.

После смерти Абрама Ганнибала в 1781 году четыре имения в этих местах унаследовали его сыновья, Суйда досталась Ивану, позже в ней родилась и выросла его племянница Надежда Осиповна Ганнибал, мать будущего великого поэта А.С. Пушкина. Она и венчалась в Воскресенской церкви рядом с Суйдой.

Александр Пушкин родился уже после отъезда родителей из этого имения. В настоящее время в усадьбе сохранился гостевой флигель с музейной экспозицией, где находится предполагаемый портрет Абрама Ганнибала, подлинные вещи прадеда Пушкина и его потомков. Бывают в этом поместье и нынешние потомки «арапа Петра Великого».

Елизаветино-Дылицы

В отличие от государственного учреждения Музей-усадьба «Суйда» вторая, посещённая нами усадьба, уже в Волосовском районе, является частной резиденцией одной петербургской семьи, сохраняя при этом статус федерального объекта.

В 2004 года она была передана в аренду на 49 лет с условием обязательной реставрации, так как на территории расположен значительный памятник архитектуры XVIII столетия – дворец усадьбы Дылицы.

Когда-то местность, название которой Дылицы происходит от слова вздыбленная, то есть холмистая, использовалась в качестве охотничьих угодий императрицы Елизаветы Петровны. Позже она оказалась во владении Екатерины II, которая эти земли подарила своему гардеробмейстеру Василию Шкурину. Как известно, он в свое время оказал ей просто неоценимую услугу – во время родов Екатериной сына Алексея, которому позже дали фамилию Бобринский, Шкурин сделал всё, чтобы отвлечь внимание царственного супруга – отправил его смотреть пожар, а новорождённого в это время унесли из дворца.

Алексей до 8 лет воспитывался в семье Шкурина, в том числе жил и в доме в Дылицах, который был построен в 1761 году. Так что и поныне эту усадьбу связывают с именем Алексея Бобринского. А в целом Шкурин и его потомки владели этим имением 90 лет.

Но самой известной эта усадьба стала при княгине Елизавете Эсперовне Трубецкой (урождённой Белосельской-Белозерской), которая стала ее владелицей в 1852 году.

Нынешние владельцы усадьбы поставили своей целью возродить усадьбу как раз в виде той, что и дала потом наименование всей местности Елизаветино. А возрождать её надо было фактически из руин.

После Трубецких судьба имения сложилась неудачно. С 1915 года ею владел зять прежней владелицы Охотников, после революции здесь находилась сначала трудовая школа, затем техникум, потом опытная станция. Во время войны Елизаветино захватили немцы, позднее тут расположился Сельскохозяйственный институт, затем ПТУ механизаторов.

ПТУ уехало, усадебный дом стал пустовать, постепенно ветшая, а в 1998 в нём случился сильный пожар. Ныне на стенде в возрождённой усадьбе представлены фотографии полуразрушенных стен здания в 2004 году, когда хозяином разрушенной усадьбы стал  бывший заместитель министра путей сообщения Валерий Ковалев, в те годы возглавлявший Петербургский госуниверситет путей сообщения.

За два года бывшему пожарищу, стоявшему без крыши, перекрытий и всего внутреннего убранства, вернули облик роскошного до революции усадебного дома, но вплоть до 2014 года, когда скончался Ковалев, оно было недоступно для экскурсионных посещений.

С 2017 года усадьба Елизаветино принимает желающих как в виде экскурсионных групп, так и с целью проведения на её территории и в постройках торжественных мероприятий.  Принимают здесь и отдельных гостей, оплативших своё пребывание в усадьбе с целью проведения досуга. Здание так и хочется назвать дворцом, чем-то напоминающем Малый Трианон в Версальском парке.

Встречает гостей, как и прежде, в вестибюле, бывших «сенях», как они названы в плане двухвековой давности, прекрасный плафон на потолке с изображением Екатерины II – замечательные плафоны в этом здании расписывали художники Геннадий и Наталья Кривонос. Очень хороши буфетная и галерея усадебного дома. Последняя, выполнена как двусветный зал и в настоящее время используется для музыкальных вечеров в усадьбе.

Но при Шкуриных здесь был просто проход от кухни к основным хозяйским помещениям, последующие владельцы благоустроили их, а на месте кухни появился флигель в 2015 году.

Но самое роскошное помещение усадебного дома – великолепный Главный зал, где ныне висит роскошная, прямо-таки дворцовая люстра. Огромные окна выходят на террасу с прекрасным видом на усадебный парк, где вдалеке виднеется Лебединый пруд.

Показали нам также кабинет, мужа Елизаветы Петра Никитича Трубецкого и ряд помещений, которые ныне используются для приёма гостей. Завтрак для приезжающих в гости проходит в так называемом рыцарском зале, который обустроен в цокольном этаже усадебного дома. Там уютно и комфортно, а выйти из него можно прямо в парк.

Поистине великолепно выглядит садовый фасад усадебного дома. От него широкий, с некогда прекрасными цветниками луг с одиноким старинным дубом посредине ведёт Лебединому пруду. Мы же шли к пруду по красивой аллее Вздохов. Рядом с водой на возвышении находится беседка-ротонда, а далее идут аллеи с белыми красивыми скамьями для отдыха.

В ближайших планах руководства создание музея всех владельцев усадьбы. Уже сейчас часть портретов собрана в одном из помещений цокольного этажа, в том числе там находится родословное древо Трубецких. Дальнейшее обустройство усадебного дома планируется проводить и с учётом воспоминаний местных жителей, которые в нём бывали на протяжении многих лет.

Извара – исток творчества Николая Рериха

В том же Волосовском районе находится знаменитая усадьба Николая Рериха Извара, где он провёл в целом 26 лет.

Родители Рериха приобрели усадьбу в 1872 году и владели ею до 1900 года. Отец Николая – юрист по образованию, был довольно известным нотариусом в Санкт-Петербурге и надеялся, что сын пойдёт по его стопам. Тот действительно поступил на юрфак университета, но параллельно учился в Академии художеств и ещё прослушал полный курс истории в университете, так как с юных лет заболел интересом к археологии и истории. Мальчик с 10 лет целыми днями пропадал на Городище, где велись раскопки.

Утверждают также, что неподалеку от имения Рерихов жил индийский раджа, а само название Извара переводится как милость Богов. Судьба имения была разной – в 1910-годы здесь находилась детская земледельческая колония, после революции – различные учреждения.

Музей в усадьбе открылся в 1984 году и сейчас он включает девять построек XVIII-XIX веков разной степени сохранности, 60 га занимает его территория со старинным парком и родниковыми озерами. Но парк, даже на беглый взгляд, требует больших работ, особенно в сравнении с парком в Елизаветино. В 2015-2016 года в Изварском усадебном доме прошёл реставрационный ремонт. Сейчас там воссозданы мемориальные комнаты на первом этаже с подлинной мебелью родителей Рериха как из самой Извары (кстати, некоторые из них были найдены в домах окружающих жителей и после реставрации выставлены в залах музея), так и из их квартиры на Васильевской острове. Так, красивой формы диван (см. фото) был найдён в доме местного тракториста.

На втором этаже музея находятся три подлинные картины Николая Рериха: «Русские былины», «Папоротник», этюд фрески «Вечер богатырства Киевского», а также автографы и подлинные вещи его семьи. В Изварском доме будто чувствуется присутствие великого художника, много фотографией, а прекрасно оформленные экспозиции дают представление о последующей жизни Рериха.

Рождествено

А эта усадьба, связана с именем совсем другого замечательного деятеля русской культуры Владимира Ивановича Набокова.

Усадебный дом, в котором ныне располагается музей-усадьба Рождествено, с 1901 года принадлежал дяде писателя по матери Василию Рукавишникову. Владимир Набоков часто бывал в этом доме, а в 1916 году получил его в наследство.

Дом стал местом действия многих его произведений, в том числе романа «Другие берега». История создания музея в нём дело многотрудное, со своими трагическими страницами – разрушениями во время войны, пожаром в уже отреставрированном доме-музее в 1995 году, после чего здание восстанавливалось под руководством тогдашнего директора А.А. Семочкина.

В 2002 году была открыта экспозиция об истории имения и ныне там чувствуется настоящий дух русской усадьбы. Прекрасен двусветный зал с необычной люстрой, воссозданной мастерскими Мариинского театра по сохранившимся фотографиям. Великолепные экспозиции с подлинными вещами Набоковых в бывших гостиных, где теперь проходят и выставки современных художников. В частности, в настоящее время там размещена коллекция старинных дамских нарядов. И уж особенно хорош большой макет местности с размещением большинства русских усадеб в этом районе, созданный все тем же А.А. Семочкиным. К сожалению, из-за ветхости сейчас нельзя пока попасть в бельведер дома, откуда так хорошо было оглядывать окрестности и сравнивать их с макетом. Зато парк усадьбы по-прежнему хорош и ухожен, а все желающие в нём могут прогуляться и дойти до знаменитых пещер.

Все посещёнными нами усадьбы хороши, каждая по-своему. Но их объединяет одно: они вели своё начало с давних времен – с 1500-х годов по упоминанию в летописях. А потом в разные годы здесь жили достойные люди, принесшие России славу и процветание. И сегодняшнее возрождение этих усадеб в рамках федеральной программы «Русские усадьбы» – большой шаг к возвращению традиций русской культуры.

 

                      Елена Кузнецова, «Конкретно.ру», фото Лилианы Глазовой