Пацаки и чатлане – 2.0

На днях столичные казаки провели Крестный ход против коррупции, а в петербургском ЗакСе предложили и вовсе оригинальное средство борьбы с мздоимством.

По мнению парламентария Виталия Милонова, здоровье государственности подправит…униформа, которая напомнит госслужащим об их высоком статусе. Оградят ли одежды от соблазна «запятнать честь мундира»? Корреспондент «Нашей Версии на Неве» решил обратиться к истории вопроса и разобраться в непростых отношениях чиновника и костюма.

Едва Виталий Милонов одобрительно высказался на счёт введения униформ, петербуржцы принялись хохмить. Кто написал, что Виталию Валентиновичу давно пора особую униформу с длинными рукавами надеть, кто – про «полосатую» речь завёл. Но практически все вспомнили фильм из золотого фонда советской классики – «Кин-дза-дза» и знаменитую цветовую дифференциацию штанов на Плюке. Зачем в XXI веке, когда внешние атрибуты принадлежности к какому-либо сословию давно уже высмеяны, возвращаться к истокам – поди догадайся.

Конечно, вещи, подразумевающие принадлежность к высшей касте, в России быстро входят в обиход так называемых «пассажиров» – людей, стремящихся казаться «большим человеком». Некоторое время шмотки от Brioni и прочих наибуржуйских модных домов могли себе позволить, действительно, лишь люди весомого достатка – политики, крупный бизнес, что в нашей стране, в принципе, одно и то же. За прошедшие лет пять произошли ровно такие перемены, что даже прыщавый клерк, который ранее просиживал самые обычные синтетические штаны, соответствующие его экономическому статусу, теперь может гламурно приодеться. А уж сколько-нибудь состоятельное медийное лицо типа Владимира Познера имеет такой гардероб, что и политики позавидуют. Словом, шмотьё потеряло свой сакральный смысл, войдя в общее употребление.

Именно в этот момент депутат обмолвился о введении некой униформы, которая воплотит в жизнь некий образ представителя государства. И он будет обязан ежедневно действовать согласно кодексам этики и морали. Видать, вопрос набух и, как минимум, на этические и моральные проблемы государственные мужи вполне не прочь и поплевать. Только средство, как всегда, выбрано декоративное. Примерно с тем же успехом можно решать на культурном уровне проблему проституции, обязав «ночных бабочек» носить монашеские рясы.

О том, что русские чиновники всегда ходили в униформе, ещё со времен первых московских царей, «Нашей Версии на Неве» напомнил историк Даниил Коцюбинский: «Итальянец да Колло, посетивший в начале XVI века Москву, говорит о том, что государь выдаёт всем служащим одежду из своих хранилищ, и оценивает одно из них – протянувшееся на огромное расстояние – в несколько десятков тысяч «единиц хранения». Когда мы видим на старинных изображениях бояр в одинаковых шубах и шапках, надо понимать, что это и есть та самая «униформа», которая выдавалась из казны. Разумеется, всё это ни в коей мере не предохраняло Московию ни от коррупции, ни от иных властных злоупотреблений».

Как пояснил Даниил, в ту же самую пору – со времён Ивана III – на Москве началась и пресловутая «борьба с коррупцией». До этого реальной властью были ордынские ханы, и высший суд принадлежал им. А вот когда московские великие князья вдруг оказались независимыми самодержцами (окончательно это случилось после того, как крымский хан Менгли-Гирей в 1502 году уничтожил поволжскую Большую орду, холопом которой признал себя незадолго до этого Иван III), они сразу же породили глубоко коррумпированное и репрессивное судопроизводство. И «борьба с коррупцией» была как раз одним из важных элементов этого властного произвола. На самом деле эта борьба к уменьшению коррупции никогда не вела. Зато держала чиновников в страхе перед государем, а у населения порождала иллюзию того, что на «проклятых бояр и дьяков можно хоть когда-нибудь найти управу». От этого всего лишь развивалась культура доносов, но справедливости и правосудия больше не становилось.

По словам историка, униформа никогда не спасала российскую бюрократию от воровства. И не мешала российскому государству на протяжении столетий, с первых лет своего существования и вплоть до XXI века, методично терроризировать и обирать население.

 

       Стефан Ивлев, "Наша Версия на Неве", № 39 (347), от 13.10.-19.10.2014