Нано-дороги под шумок ПМЭФа

Насколько изменились российские дороги между Мурманском и Брестом за 75 лет – таким экспериментальным путем отправились участники автопробега «Дорога Памяти». Опыт не имеет аналогов. Во многом потому, что «путешественники от памяти» – те, кто эту дорогу как раз и прокладывают, латают и снова кладут. Колонну из 48 чиновников Федерального дорожного агентства, гостей из Казахстана и Белоруссии возглавляет руководитель Росавтодора Роман Старовойт.

Несколько десятков представительных автомобилей и пара автобусов дотошно инспектирует «фронтовой» путь. Повод – сугубо патриотический, посвящённый 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны. Цель – проехать 3,5 тыс. км за 10 дней – с севера России до Крепости-героя Брест в Белоруссии, проверив по пути дорожное покрытие.

Неудобные вопросы

Тема показалась нам более чем волнующей. Особый интерес подогревала пресс-служба Росавтодора, которая рассылала в течение нескольких месяцев по электронной почте бесконечные отчёты по встречам/соглашениям/планам/биатлонным забегам дорожников. Наконец, в редакцию «Конкретно.ру» пришло приглашение на «масштабное мероприятие» – колонна «Дороги Памяти» проедет через Санкт-Петербург.

Запланированные остановки – экскурсия участников по музею-диораме «Прорыв блокады Ленинграда» в Ленинградской области, возложение цветов и посадка деревьев на трассе «Кола». Эта автомагистраль, кстати, считается одной из самых аварийных при подступах к Северной столице (новости о погибших в дорожно-транспортных происшествиях на ней обновляются почти ежедневно).

Также в рамках автопробега был запланирован доклад представителя Росавтодора о ходе строительства и реконструкции трассы Р-23, которая соединяет Санкт-Петербург и Псков. Участок пути уже давно провоцирует многокилометровые пробки при объезде Гатчины.

«Мёртвые» дороги

У корреспондента «Конкретно.ру» были к госслужащему исключительно конкретные вопросы: по качеству дорожных покрытий, а также свежей ревизии Счётной палаты (http://www.ach.gov.ru/press_center/news/27064). Согласно этому докладу, Росавтодор в своих отчётах, направленных в феврале 2016 года в Минэкономразвития, в разы завышает цены и объёмы строительства.

Если по данным Росавтодора не введено в эксплуатацию 7 трасс и мостов, то в отчёте аудиторов – уже 31 объект. К примеру, в Санкт-Петербурге должны были ввести в строй 70 км, а по факту ни один километр в эксплуатацию сдан не был. Аудиторы удивляются: согласно документам Росавтодора, дорожники даже наоборот – приписали себе в заслугу 65 км дорог, которых нет. Всего стоимость недостроенных проектов Росавтодора в 2016 году выросла на 19,6 млрд (чем годом ранее) до 494,1 млрд руб.

Разоблачительный документ контрольно-счётный орган отправил в Генпрокуратуру и Федеральную антимонопольную службу.

Железная аккредитация

Но оказалось, что лицезреть патриотический автопробег дозволено только определённым журналистам, равно как и задавать дорожным чиновникам непростые вопросы.

Если цитировать пресс-секретаря ФКУ «Севзапуправтодор» Юлию Петриняк, «места для аккредитации закончились». На предложение корреспондента «Конкретно.ру», что он готов добраться до места под Гатчиной, где состоится пресс-подход, даже на собственном транспорте, последовало невразумительное «узнаю». А затем пресс-служба благоразумно включила режим молчания: без ответов остались электронные письма, звонки и СМС-сообщения. Примечательно, что перед тем, как замолчать, Юлия Петриняк аккуратно поинтересовалась у работника пера, какие всё-таки вопросы прозвучат к её начальнику.

Дело понятное – сотрудник пресс-службы выполняет свою работу, должен знать подводные камни и максимально оберегать шефа от позора. Однако также предполагается, что профессиональный специалист должен держать устойчивую связь со СМИ, откликнувшимися на приглашение.

Дорогой победы – на ПМЭФ-2016

Тем временем, глава Росавтодора Роман Старовойт, свернув с автопробега на ПМЭФ-2016, успешно подписал ряд многомиллионных соглашений – с Анатолием Чубайсом по внедрению нанотехнологий при строительстве российских дорог, и с итальянской корпорацией Salini Impregilo – о сотрудничестве при прокладке федеральных трасс страны. Эти меры, по планам чиновников, позволят к концу 2018 года привести федеральные трассы в нормативное состояние.

Впрочем, хорошие дороги для России ни к чему. К такому парадоксальному заключению пришли сами специалисты Росавтодора. В материалах ведомства, подготовленных к конференции по итогам 2015 года и планам на 2016–2017 годы, сообщалось: «На хорошей дороге водители чаще превышают скоростной режим, выезжают на встречную полосу движения. Эти нарушения являются одними из наиболее частых причин ДТП».

Вероятно, если в России вообще не будет дорог, то происходить ДТП со смертельными исходами будет негде. Ну а если держать журналистов на расстоянии, то Роман Старовойт сможет и дальше возлагать венки под протокольную фотосъёмку, без каких-либо опасений попасть на каверзный вопрос.

 

            Иван Алексеев, «Конкретно.ру», фото rtr-vesti.ru