Василий Лановой: Самое главное – патриотизм

Культовый артист. В советских энциклопедиях о таких персонах пишут: «создал галерею образов». Но важнее то, что он стал кумиром нескольких поколений.

1950-е. Экранизация знакового для советского общества романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Роль Павки Корчагина, на самом деле, была уже отдана Георгию Юматову, но вмешался случай. И романтический образ красного революционера воплотил наш герой.

1960-е. Экранизации программных произведений Льва Толстого. «Война и мир», «Анна Каренина». Мечтал о роли князя Болконского, но сыграл Анатоля Курагина. Несколько лет спустя – Алексея Вронского.

1970-е. Фильм «Офицеры». На съёмочной площадке сошлись с Георгием Юматовым. Василий Лановой теперь редко снимается. Всё чаще балует поклонников творческими вечерами. После них он не прочь поговорить о советском и нынешнем кино, культуре, а также о патриотизме. 

– Василий Семёнович, несмотря на то, что зритель имеет возможность видеть вас и в современном кино, но воспринимает, в первую очередь, именно как актёра советского. Поэтому хотелось спросить, согласитесь ли вы с тем, что советский кинематограф сумел стать одним из самых влиятельных в мире? И почему, на ваш взгляд, его преемник – российский кинематограф, не позволяет говорить о себе в серьёзном ключе да без сожаления?

– Это вопрос достаточно сложный и достаточно общий. Такие громадные изменения, которые произошли в нашем государстве, не могли не повлиять на культуру и искусство. Это понятные вещи. Но, к большой радости, какие-то виды искусства – ничего не теряют. Другие, в силу, я бы сказал, своей спе- цифики, теряют, начинают менять ориентацию – становятся развлекательными, и развлекательное приобретает значение главного, хотя речь до сих пор идёт об искусстве.

Да, у нас, к сожалению, сейчас именно развлекательное становится главным. Кинематограф русский и советский – там ведь есть потрясающие, потрясающие картины. Сейчас я такого уровня картин практически и не вижу. Надо понимать, что советское кино является частью мирового кинематографа. А то, что мы видим теперь – закономерные последствия. Нужно, эти трагические подвижки, которые произошли со страной, которые неизбежно коснулись культуры, пережить.

Но, повторюсь, это естественные вещи, так происходит испокон веку. Так делаются исторические события, между прочим. А потом, глядишь, мы и догоняем, и обгоняем даже остальных. Я надеюсь и верю в это. У нас есть такие великие заделы в классике, что мы не должны допускать мысль, что больше никогда мы такого уровня не достигнем. Достигнем. Если он был достигнут в Советском Союзе, то почему нельзя достичь его сейчас, в современной России?

Думаю, это просто вопрос времени, какой-то стабильности, целеустремленности. Всё образуется. 

– Как-то рассказывая не столько о кино, сколько о культуре в целом, вы отмечали, что сегодня связь времён оборвана...

– Есть такое мнение, что появляющиеся последующие поколения привносят нечто новое, а старое, предшествующее должно погибнуть. Считаю, что это не так. Русская классика представляет собой корневую систему. И эта культура никогда не умрёт. 

– Советский кинематограф ругали за излишнюю идеологизированность. Вместе с тем, сколь можно понять, российский кинематограф возвращается сейчас на те же рельсы. Должен ли, на ваш взгляд, он быть проводником идеологии?

– Я не могу вам ответить предметно на этот вопрос. Но если человек не любит свою Родину, Россию, то лучше ему кинематографом вообще не заниматься. Пусть он едет в Европу и там воспевает их достижения, если его здесь так всё не устраивает. Вот и вся недолга. А патриотизмом нужно обязательно заниматься. Посмотрите, что сделали с Украиной за двадцать три года? Зомбировали просто нацию! Особенно – одного-двух поколений молодёжи это касается. Просто жуть, что такое. И вы считаете, что надо после этого патриотизмом не заниматься?

– Насколько известно, вы до сих пор поддерживаете КПРФ.

– Я сейчас не являюсь членом этой партии. Если вам кто-то сказал про членство в ней – вас дезинформировали. Дело в том, что я не выходил из коммунистической партии Советского Союза. Но я считаю, что КПРФ у нас сейчас есть. Просто там были такие переплёты, я со всеми из них знаком.

Однако всё то, что я делаю в общественной жизни, общественных и частных организациях – занимаюсь ровно тем же, чем и занимался тогда, десятилетия назад. И скажу, что это самое главное – патриотизм. Без этого и государство распадётся. Растащат по кусочкам, по камешкам. Надо жёстко за этим следить.

 

         Михаил Берг,  фото автора, "Наша Версия на Неве", № 10 (368), от 16.03.-22.03.2015