Промышленность залезла в кредиты

Промышленные предприятия одно за другим раскрывают экономические результаты переломного для страны 2014 года.

Проанализировав отчётности петербургских производителей, «Наша Версия на Неве» нашла главную закономерность – практически у всех компаний выросла кредитная нагрузка и кредиторская задолженность.

Неожиданным стал результат ОАО «Ижорские заводы». По итогам «санкционного» года производитель оборудования для ядерной энергетики и нефтегазового комплекса ушёл в убыток на 468,6 млн рублей. По сравнению с 2013 годом результат компании упал почти на миллиард – тогда «Ижорские заводы» получили прибыль в 516 млн рублей. Компания, чьи заказы во многом «завязаны» на нефтегазовую отрасль, испытала на себе последствия падения цены на нефть, что привело к сокращению расходов основных заказчиков.

Одновременно кредитная нагрузка выросла почти в два раза – с 3,59 млрд рублей до 6,5 млрд рублей. Тогда как дебиторская задолженность (невыплаченные обязательства бизнес-партнёров) поднялись не так сильно – с 2 млрд до 3,55 млрд рублей.

Совокупная кредитная нагрузка выросла и на другом энергомашиностроительном предприятии города – ОАО «Силовые машины». Принадлежащая Алексею Мордашову структура завершила 2014 год с двукратным увеличением долга перед заёмщиками. Объём краткосрочных и долгосрочных займов вырос с 17 до 33 млрд рублей. Дебиторская задолженность также продемонстрировала незначительный рост – 16 до 20,25 млрд рублей.

Чистая прибыль «Силовых машин» упала с 9,6 до 6 миллиардов. И это несмотря на рост выручки, который, по всей видимости, стал результатом падения курса рубля: компания продаёт часть продукции в иностранной валюте, за рубеж.

Можно также судить о росте нагрузки на «Кировский завод». Его краткосрочные долги увеличились на 2,4 млрд и достигли 5,4 млрд рублей (объём долгосрочных займов практически не изменился). ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал» должен кредиторам уже не 2,62 млрд(2013 год), а 4,878 млрд рублей.

Успешными на общем фоне выглядят «Адмиралтейские верфи». Чистая прибыль строителей подводных лодок поднялась за год с 1,231 до 2,575 млрд рублей. Но и у них наблюдается увеличение долга.

Тенденцию к увеличению кредитной нагрузки корреспондент «Нашей Версии на Неве» попросил прокомментировать представителей промышленной отрасли Петербурга.

Анна Шевелева, директор по развитию ЗАО «Балтийский Берег»:

«Производители пищевой отрасли традиционно подвержены высокой кредитной нагрузке. Все мы поставляем продукцию крупным торговым сетям. В работе регулярно происходят длительные отсрочки платежа. При этом неизбежны кассовые разрывы, для преодоления которых требуются краткосрочные кредиты. Вторая причина кроется в экономии издержек. Предприятия закупают расходные материалы, например, упаковку, большими партиями. Как правило, только своими средствами такие затраты не потянуть. Что также приводит к увеличению задолженности перед банками. Рост кредитования прошлого года можно объяснить, в первую очередь, скачком валютных курсов – ряд предприятий кредитуются в валюте, и падение рубля нанесло по ним чувствительный удар».

Марина Зверева, заместитель генерального директора ОАО «ЛОМО»:

«Крупные предприятия находятся в довольно сложной ситуации. С одной стороны, замедление экономики влияет на них так же, как и на остальных участников рынка. С другой, они не могут себе позволить задержек по заработной плате и социальным обязательствам. Рынок гражданской продукции сужается. Чтобы расплатиться по обязательствам, некоторым игрокам приходится увеличивать кредитную задолженность. Сложнее стало и исполнителям госзаказа. Работы зачастую ведутся в сложной кооперации. Пока выделенные государством деньги идут от головной организации, предприятиям необходимо финансово обеспечивать свою деятельность».

Валерий Радченко, президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга:

«Деньги по оборонно-промышленному комплексу сегодня идут крайне неравномерно. Если раньше оборонный завод получал авансом 80% заказа, теперь в лучшем случае 40%, а то и 30%. Перебои начались в середине прошлого года – промышленность одной из первых почувствовала нехватку денег у государства. Многие договоры были заключены ещё до кризиса, при низких курсах доллара и евро. Также существенной причиной стало затоваривание предприятий в прошлом году. Все прекрасно понимали, что 2015-й будет тяжёлым, и запасались впрок комплектующими, запасными частями. Кто-то в срочном порядке пополнил станочный парк. Материальные запасы были закуплены впрок: на год, а то и на два вперёд. В этом нет ничего страшного, наоборот, это грамотная политика руководителей. В 2015 году, по мере исполнения заказов, долги будут постепенно списываться.

Удручает сегодня работа комитетов городского правительства. Ещё прошлым летом губернатором была намечена ориентация госзаказа на местную промышленность. Но исполнение хромает – достаточно вспомнить выигранный чехами конкурс на поставку вагонов метро. И это не единственный случай. Смольнинские комитеты в прошлом году организовали закупки на 154 млрд рублей, ГУПы потратили около 200 млрд рублей. Эти деньги должны быть направлены в промышленность Петербурга, их сейчас сильно не хватает».

 

       Герман Костринский, Михаил Берг, "Наша Версия на Неве", № 14 (372), от 13.04.-19.04.2015