На площади Мужества увековечили память о блокадниках

В минувшие выходные в Петербурге стало еще одним памятником больше. Монумент в честь блокадного мужества ленинградцев торжественно открыл губернатор Георгий Полтавченко. Корреспондент «Конкретно.ру» узнал, как создавался этот монумент.

– Место для него выбрано не случайно: здесь проходили дороги на фронт, пути в эвакуацию, недалеко находится святое для каждого горожанина место – Пискарёвское мемориальное кладбище. Теперь о подвиге ленинградцев будут напоминать не только названия «площадь Мужества» и «проспект Непокорённых», но и памятник, авторы которого запечатлели защитников города. Уверен, что у этого монумента всегда будут люди, к нему будут приносить цветы, – отметил Георгий Полтавченко.

В том, что так и случится, можно не сомневаться и, вероятнее всего, со временем даже забудется история появления этого памятника, установления которого горожане ждали ровно 40 лет…

В годы блокады через площадь, названную после войны в честь мужества ленинградцев, нескончаемым потоком везли на Пискаревское кладбище тех, кто погиб от голода и бомбёжек. Именно через неё проходил путь в эвакуацию и на фронт. Помня об этом, ветераны войны ещё в 1975-м выступили с инициативой установить монумент жителям блокадного города. Предложение обсуждалось на всех уровнях, о необходимости появления такого памятного знака писали все газеты. Но, как это порой случается, дальше слов дело так и не пошло, и инициатива общественников довольно скоро утонула в информационном море…

Шли годы. Во второй половине 1980-х и в 1990-е о памятнике по вполне понятным причинам не вспоминали. Лишь в 2004 году в сквере Блокадников был установлен закладной камень с многообещающей надписью: «Камень заложен в честь 60-летия Великой Победы над фашизмом. Здесь будет памятник славы, мужеству, героизму, стойкости ленинградцев, отстоявших великий город».

Казалось бы, дело наконец сдвинулось с мёртвой точки. Однако городские власти имели собственные планы, согласно которым целесообразнее было бы открыть на площади Мужества пару торгово-развлекательных центров, которые, по мнению чиновников, должен дополнять ресторан с пивным залом.

Возможно, с сугубо экономической точки зрения, такой проект и в самом деле явился бы неплохим источником доходов для города, а заодно и превратил площадь в привлекательное место для охочей до праздников молодёжи.

Но горожане, у многих из которых имелись пережившие или погибшие в дни блокады близкие люди, с таким подходом оказались категорически не согласны. В Смольный, да и не только туда, полетели возмущённые письма. Активисты, собирая подписи, часами простаивали возле станций метро. Не раз в защиту площади собирались многочисленные митинги. В результате замысел превратить зону памяти в островок сомнительных развлечений провалился. Правда, это не продвинуло историю с монументом ни на один шаг… 

Регулярно принося цветы к закладному камню, люди каждый раз говорили, что городу должно быть стыдно за неприглядный, а точнее, откровенно запущенный вид сквера Блокадников. Со временем некоторые даже начали с сожалением вспоминать о проекте строительства торговых комплексов, который просто по определению привёл бы площадь в порядок. И лишь блокадники, которых, увы, становилось с каждым днем всё меньше, продолжали бороться за установку монумента.

В 2014 году Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга объявил конкурс на выбор эскизного проекта памятника. Победил макет заслуженного художника России Евгения Ротанова. Однако цена проекта оказалась настолько высокой, что на его финансирование банально не нашлось средств. Свет в конце тоннеля вроде замаячил, но вновь погас…

В мае 2017 года в адрес известного мецената Грачья Погосяна пришло официальное обращение от Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда». Старики просили благотворителя, который уже много лет живет в нашем городе и является почётным членом их организации, взять на себя финансирование проекта. Спустя несколько месяцев стартовали работы по изготовлению макета памятника в натуральную величину.

На вопрос, почему он, человек, родившийся в далёкой Армении и не имеющий в своей семье ни единого блокадника, решил взяться за это дело, Погосян ответил кратко:

– Не обязательно родиться в этом городе, чтобы полюбить его всем сердцем, и я рад, что могу сделать свой вклад в историю.

Этот памятник – не просто дань уважения к нашим ветеранам. Он служит напоминанием о тех страшных днях, о тех, кто выжил, и тех, кто погиб. Это символ нашей вечной благодарности тем, кто подарил нам жизнь и свободу. Когда говорят, что нет награды, которая была бы достойна подвига жителей блокадного Ленинграда, то ошибаются. Есть такая награда – это наша память.

Теперь с высоты монумента на нас, сегодняшних, и на наших потомков будут смотреть символические фигуры тех, кто 75 лет назад записывались в ополчение или работали на заводах, стояли в очередях за хлебным пайком или бежали, подхватив на руки малышей, в бомбоубежище, гасили «зажигалки» или везли на саночках обессиливших родных. Но всегда знали: жизнь продолжится. И верили: те, кто будет ходить по улицам этого города через много-много лет, не забудут блокадный подвиг.

 

Светлана Белоусова, «Конкретно», фото автора и http://миамир.рф