Сэкономить на инвалидах

Новая политика Смольного выгоняет на улицу общественные организации. Петербургская власть сократила число организаций инвалидов и ветеранов, получающих бесплатные помещения и субсидии на оплату «коммуналки». Правда, к чему такое крохоборство, до сих пор не ясно. При дыре в бюджете в 16 млрд рублей, которые задолжали арендаторы всех городских площадей, сэкономленное – это даже не крохи, а пылинки.

 



Казус «Мемориала»

В конце лета в Петербурге разразился скандал – на дверь показали обществу «Мемориал», которое занимает помещения на ул. Разъезжей, 9, с 1997 года. Смольный решил выселить давних арендаторов.

Кстати, В том же, 1997 году был принят городской закон «О государственной поддержке общественных объединений ветеранов войны и труда, узников фашистских концлагерей, инвалидов и жертв политических репрессий». В соответствии с ним социально-ориентированные организации бесплатно получали от города для осуществления своей уставной деятельности 100 кв. м помещений, а также освобождались на этой предоставленной площади от всех видов коммунальных платежей.

Именно бесплатных ста метров и лишилась «Санкт-Петербургская благотворительная историко-просветительская правозащитная общественная организация «Мемориал» (не путать с одноимённой НКО – иностранным агентом).

Как рассказала «Конкретно.ру» исполнительный директор Галина Школьник, в помещении площадью 150 кв. м организация занималась защитой прав пожилых людей, «которые были репрессированы сами или были репрессированы их родители». Естественно, за 50 «сверхнормативных» метров приходилось платить. Но и эти расходы, по словам Школьник, город частично компенсировал.

В комитете имущественных отношений нашему корреспонденту сообщили, что жёсткое решение по «Мемориалу» принималось в конце мая – путём голосования на комиссии по распоряжению имуществом, в состав которой входят практически все органы исполнительной власти Петербурга.

Депутат ЗакСа Борис Вишневский, с публикации в Facebook которого и пошла в СМИ эта история, естественно, усмотрел здесь идейные гонения. Хотя и неясно, кому могут помешать борцы за права репрессированных.

Однако мало кто знает, что примерно в то же время, когда решался вопрос о выселении «Мемориала», в Комитет по социальной политике поступило письмо юридического комитета Смольного (имеется в распоряжении редакции). В документе обсуждался проект будущего постановления об освобождении в 2018 году от арендной платы за пользование объектами нежилого фонда упомянутых в законе 1997 года общественных объединений. Письмо содержало перечень организаций, которые город планировал лишить своей поддержки.

За Смольный обидно?

Юридический комитет в своём письме отмечал, что ряд инвалидных и ветеранских организаций осуществляют деятельность, приносящую доход, в связи с чем предоставление им государственных преференций в виде имущественных льгот невозможно, поскольку противоречит Федеральному закону «О защите конкуренции».

Среди кандидатов на выселение оказались и местные отделения всем известных Всероссийских обществ слепых и глухих, и, например, объединения инвалидов-диабетиков, организация ветеранов-любителей бардовской песни, клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ, организации ветеранов боевых действий и даже клуб танцев на инвалидных колясках. Всего юридический комитет упоминал 26 организаций.

Как рассказали «Конкретно.ру» в петербургском отделении общероссийской организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», с подобной проблемой они столкнулись впервые с 1997 года.

По словам представителя организации, безусловно, их годовой баланс выходит положительным благодаря целевому финансированию со стороны учредителя – Всероссийского общества слепых. Кроме того, петербургский филиал ВОС пытается что-то заработать самостоятельно, работая в сфере услуг. При этом заработанное целиком тратится на уставные цели – поддержку инвалидов, и денег «катастрофически не хватает».

«Не то, что там оплачивать «коммуналку», а мы подчас зарплату-то не можем платить нормально», – сетует наш собеседник.

По его словам, раньше только на одни коммунальные расходы общество слепых в Петербурге получало из городского бюджета порядка 700-900 тысяч рублей в год. Теперь же Смольный лишил их этой поддержки.

«Юридический комитет Смольного идёт против идеологии, которая закладывалась в 97-м году в законодательную базу города, потому что все же понимали, что таким организациям, как наша, эта помощь необходима. А сейчас просто сидеть и говорить, что я по-другому рассматриваю эти понятия, ну можно, конечно, но мне кажется, это неконструктивно. Обидно даже за Смольный», – говорит представитель петербургского общества слепых.

ФАС на вас!

Как уточнил председатель Комитета по социальной политике Александр Ржаненков, сейчас меняется «системное законодательство», и на федеральном уровне вышел ряд новых нормативных документов, которые понуждают контролирующие органы, в том числе городское управление Федеральной антимонопольной службы, следить за целевым использованием помещений, которые город предоставляет социально-ориентированным НКО.

Что это за изменения – непонятно, поскольку статьи 4 и 19 закона «О защите конкуренции», на которые ссылается в своём письме юридический комитет Смольного, судя по данным из открытых источников, в последние годы не менялись. Тем не менее, именно на их основании от инвалидных организаций теперь требуют получать предварительное согласие антимонопольного органа в письменной форме на предоставление «государственных преференций».

Впрочем, само петербургское УФАС лишь образно пожимает плечами, говорит, мол, ничего для законопослушных НКО не поменялось, никто закон 1997 года не отменял, но раз общественные организации, осуществляя предпринимательскую деятельность, являются хозяйствующими субъектами – собирайте документы, показывайте, что тратите всё заработанное на уставные цели, получайте санкцию и живите дальше спокойно.

На практике дополнительная ступень согласований зачастую становится для реально работающих НКО непреодолимой. Пакет документов, о котором говорит УФАС, включает, например, полную отчётность по оказанным услугам и реализованным товарам.

Руководителя общественной организации «Совет инвалидов воинов-интернационалистов» Андрея Окунева на приёме в антимонопольном ведомстве так и попросили – подсчитать, сколько транспортных услуг за год оказали его трудоустроенные ветераны, и сколько пакетиков семян в магазине «Семена, рассада» продали работающие там матери его погибших сослуживцев. А ведь, боже упаси, ошибиться – завернут, не согласуют!

При этом новое регулирование, по словам Окунева, устроено так, что обойти его невозможно: налоговая служба отказывается принимать нулевые или отрицательные годовые балансы, а прибыль даже в сто рублей автоматически записывает инвалидные организации в разряд высокодоходных бизнесменов, которым по закону ни в коем случае нельзя оказывать чрезмерные «преференции».

«В прошлом году наша прибыль за счёт полученных займов составила 2 тысячи рублей, при этом непокрытый убыток на конец года был около двух миллионов. И Комитет по социальной политике отказал в субсидии. А то, что мы оказываем юридическую, медицинскую, психологическую помощь ветеранам и членам их семей, помогаем с жильём и работой, никем в расчёт не берётся», – говорит Андрей Окунев, получивший в Афганистане не только медаль «За боевые заслуги», но и ранение.

… и заволокитить

Действенной мерой по сокращению числа претендентов на поддержку за счёт городского бюджета, оказалась к тому же обыкновенная волокита.

Так, например, постановление о выделении социально ориентированным организациям субсидий на оплату коммунальных услуг за I квартал 2018 года было издано лишь в начале августа. Кстати, в нём в графе «Мемориала» уже стоят «нули».

Раньше такое постановление всегда выходило ещё где-то в марте, вспоминает председатель правления Союза общественных объединений инвалидов и ветеранов Афганистана и Чечни (СИВАЧ) Валерий Романов, кавалер медали «За отвагу» за службу в составе 56-й гвардейской десантно-штурмовой бригады в Афганистане.

Из-за того, что в Смольном в этом году с изданием документа слишком затянули, отмечает он, общественным организациям почти полгода пришлось изыскивать средства на оплату «коммуналки», поскольку без произведённой оплаты никто компенсации не выплатит.

«Я не знаю, откуда другие организации взяли деньги, но я влез в долги, где-то просто не заплатил, и мне выставили пени и штрафы за несвоевременную оплату», – честно признаётся Романов.

При этом, по некоторым услугам, например электроснабжению, приходится заключать договоры напрямую со сбытовыми компаниями, которые вообще выставляют счета с 30%-ным авансированием, рассказывает глава СИВАЧ.

Нашлись даже те, кому попросту не разъяснили новый порядок согласования. Так представитель благотворительной общественной организации инвалидов-подводников ВМФ «Вымпел», которая содержит для своих подопечных оздоровительный комплекс на улице Савушкина, в разговоре с корреспондентом «Конкретно.ру» возмутился тем, что в этом году в Комитете по социальной политике категорично заявили: «Нет и всё, потому что вы занимаетесь бизнесом». Показать в УФАС, что все деньги «Вымпел» тратит на инвалидов, подчинённые Ржаненкова даже не предложили.

Всё-таки сократили

Вот и получается, что умышленно или неумышленно, но каждый год число организаций, получающих поддержку от города, постоянно уменьшается. Если, к примеру, в 2015 году помещения от города получила 81 организация, то в прошлом году их было уже 76.

Даже сердобольный чиновник Александр Ржаненков в нашей беседе отметил, что компенсации за «коммуналку» и бесплатные квадратные метры – это «достаточно большие накладные расходы города» и «выпадающие доходы использования помещений для пополнения бюджета».

Комментируя письмо юридического комитета, глава социального ведомства признал, что действительно в 2018 году «по формальному признаку» поддержки города могут лишиться часть организаций, но не 26, как говорилось в письме, а всего 12. Да и с ними, уверял Ржаненков, всё будет «однозначно урегулировано».

Однако на деле вышло по-другому. Почти все, кого рекомендовал выселить юридический комитет, 21 из 26 организаций, в итоге не попали в число получателей бесплатных помещений от города. Согласно Постановлению правительства Санкт-Петербурга № 556, в этом году список оказался сокращён до 52 инвалидных и ветеранских объединений.



Крохоборы Смольного

По оценкам эксперта рынка недвижимости, аренда 100 кв. м в Петербурге обходится порядка 45 тысяч рублей в месяц. Получается, что совокупно 21 социально ориентированная организация, лишенная бесплатных помещений, представляют собой для городской казны порядка 11 миллионов рублей недополученной прибыли. Цифра эта, впрочем, весьма завышена, поскольку многие организации ютились на довольно скромных площадях. При этом на днях заместитель Комитета имущественных отношений Анжелика Логачёва, выступая на заседании бюджетно-финансового комитета городского парламента, сообщила, что коммерческие арендаторы принадлежащих городу площадей накопили задолженность в 16 млрд рублей.

По словам председателя КИО Михаила Мокрецова, вернуть эти деньги не представляется возможным даже при возбуждении уголовных дел, поскольку во многих случаях имеет место просрочка в оплате в 10 и более лет, что превышает срок давности по соответствующим статьям Уголовного кодекса. Смольный, иными словами, «просто предоставлял миллиардные кредиты бизнесу».

Но одно дело предприниматели – всё сплошь свои да наши, на которых годами не находится никакой управы. А с другой – инвалидные организации, подопечные социального ведомства. Впрочем, с этим ведомством после ухода с поста губернатора Валентины Матвиенко, большую часть жизни занимавшейся вопросами социальной политики, в Смольном не слишком считаются при обсуждении денежных трат.

Конечно, дыру в бюджете 21 инвалидная организация не закроет, но для отчётов такая деятельность по оптимизации расходов сгодится в самый раз.

Под шумок чиновники попытались было «оптимизировать» и правозащитный «Мемориал». Но после того как уполномоченный по правам человека Александр Шишлов сходил к Георгию Полтавченко и попросил оказать содействие, защитников репрессированных, видимо, решили не трогать. Поняли, что ворошить себе дороже, шум поднимается неимоверный.

Только за инвалидов и ветеранов, похоже, ходить к генерал-губернатору некому.

 

                 Кирилл Чулков, «Конкретно.ру», фото http://миамир.рф и https://tass.ru/, из архива ИД «Оперативное прикрытие»