Под Рождество Захар Хачатрян смотрит на земных женщин и пишет с них лики святых

            Последние 18 лет заслуженный художник России Захар Хачатрян встречает Рождество на своем рабочем месте -  в мастерской.  Другого жилья у  ветерана Великой Отечественной войны нет. Он родился в маленьком армянском селе, на фронте будущий художник получил пулевое ранение в миллиметре от сердца - дышал даже не через дырку в груди. Уже много лет Захар Хачатрян живет и творит в Петербурге.

 

            Образ Марии с младенцем сняли ненадолго. Очистить от копоти и покрыть лаком перед Рождеством. Захар Авакович работал над картиной не один год, и теперь в армянскую церковь Святой Екатерины наведывается регулярно. Этот лик прихожанам не зря кажется близким и знакомым. Марию художник писал с вполне земных женщин. Как говорит сам мастер, все они - очень красивые.

            Образ Христа - одна из последних работ художника. С метровыми полотнами Захар Авакович в свои 85 лет справляется. Вопрос только в том, где ему приходится это делать? С условиями труда все в порядке. Просторная мастерская, любой позавидовал бы. Вот только для жизни - те же апартаменты. Заслуженный художник России уже 18 лет живет в своей мастерской, которую когда-то ему выделил Союз художников. Мастер замечает: «Вообще скажу по секрету, в мастерской жить не разрешается. Но мне позволили, потому что некуда идти. Не на улицу же...»

            Он был ранен в 1945 году под Франкфуртом. Пуля прошла насквозь. В Петербург приехал поступать в Академию художеств. Так и остался здесь, став последним учеником великого живописца Александра Герасимова. Самый горячий поклонник Хачатаряна живет в Женеве. На одной из выставок бизнесмен приобрел сразу 34 работы художника. Остальные - в музеях и храмах Еревана и Петербурга.

            Жилье он ждет еще с советских времен. До сих пор прописан у друзей. На кабинеты чиновников время не тратил, работал  над картинами. Когда попытался встать на очередь в 2008 году, узнав о жилищной программе для ветеранов, ему сказали, что он опоздал.

            У Захара Аваковича никогда не ладилось с официальными документами. В его паспорте всю жизнь не было даты рождения. «Маленькому» жителю армянского села ее просто не поставили. Есть год – 1924-й, числа и месяца нет. Получить квартиру в Петербурге он, конечно, надеется.  Теперь жилье обещают дать и тем ветеранам, кто встал на очередь позже. Впрочем, пока художник больше думает о холодной зиме и собирается утеплить окна своей мастерской.

 

            Екатерина Денисенко, телеканал "100 ТВ"