Одну из школ Петербурга назвали в честь бывшего директора – ветерана войны

В Кировском районе появился лицей имени Николая Владимировича Белоусова

 

«Беда с надеждой – об руку, их двое

И чем чернее горе, тем светлей.

Невозвратимость каждого героя.

Неистребимость белых журавлей»

 

Профессия – Человек. Обязанность – помнить.

 

Николая Владимирович Белоусов. Ветеран, прошедший войну от начала и до конца. Учитель, ставший народным. Директор, последний в Петербурге директор-фронтовик. Борец, за победу, не только на войне, - во всем: в учении, в беседе, в деле…

 

В возрасте 81 года Николай Владимирович ушел из жизни. Он не дошел до дома всего 500 метров. Ему стало плохо. Николай Владимирович потерял сознание. Никто из прохожих не остановился ему помочь.

 

Непобедимый

 

Ему 17 – он на фронте. Сам. Добровольно. Грудью за Родину. За жизни всех – но не свою. Воюет на первом украинском фронте. Ранен при форсировании Нейсе, но от госпитализации отказывается. Участвует в освобождении Праги и Дрездена. Берет Берлин. Живет в осажденном Ленинграде.

 

Заканчивается война, Николай Владимирович работает сварщиком. Позади вечерняя школа и вечернее отделение института имени Герцена. Принимает решение, пожалуй, самое важное в жизн, - учить. Это его призвание. Его жизнь. Идет работать в школу.

 

Родная белоусовская

 

Школа 387 – это адрес. Адрес героя. Это его дом, его дети, его друзья. Все 4 этажа, от столовой ложки до настенных грамот и наград – это его руки, это – его душа. Школа поднималась и падала, потом снова взлетала...Были и горькие минуты, потери, но все же там всегда было легко, радостно, светло. В 1995 – Николай Владимирович – человек года в номинации «Честь и достоинство». Тогда уже непревзойденный учитель, директор, Человек! В районе и в городе школа стала известна как «поющая белоусовская». Не просто так, конечно. Страстный поклонник хорового пения он пел вместе с учениками. Его хор пел и Свиридова, и Баха. А фронтовые песни исполнить как-то иначе, лучше, не мог никто. Да и не сможет.

 

Пел хор. Все улыбались. Но, когда вперед выдвигалась фигура в сером пиджаке, и тихо начинала: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей…», у всех наворачивались слезы. Комком в горле. Или текли ручьем. Но после «белоусовских журавлей» равнодушным не уходил никто.

 

Династия

 

В своем портфеле Николай Владимирович оставил последнюю рукопись. Писал о системе образования в России, переплетая все с событиями военного времени. Оставил записки об отце, пару строк о себе, о сыновьях, о внучке и о внуке.

Память

 

Помнят Николая Владимировича Белоусова и в родной школе. Почти каждый день приходят выпускники разных лет. В школах города проводятся мероприятия, посвященные ему. А на месте гибели последнего из когда-то мощной плеяды директоров-фронтовиков, стоит памятный знак.

 

    Виктория Шпаковская, «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге»