Горожане против бизнеса – у каждого своя правда…

В последние годы наш город захлестнула новая волна – это нескончаемо появляющиеся магазины на первых этажах многоквартирных домов. Частные предприниматели, а также агентства недвижимости, поняли, что покупать коммерческие помещения по цене квартиры очень выгодно, тем более Петербург испытывает серьезный дефицит в торговых площадях. 

Со временем жители многострадальных домов начали понимать, какие неудобства приносят размещающиеся под ними магазины, пекарни, аптеки, салоны. Особенно это касается тех, в чьих домах открылась продуктовая торговля. Постоянные перебои с электроэнергией из-за установки холодильного оборудования и систем кондиционирования воздуха, шумы, толпы людей, грязь, резкое увеличение количества грызунов и, наконец, ухудшение криминогенной обстановки. Лабазы подтягивают в вечерние часы любителей спиртного, а наутро придомовая территория изрядно «помечена» отходами их жизнедеятельности. Плюс истоптанные газоны, сломанные ограды, расцарапанные машины, куча стекла и окурков.

 А как вам бессонные ночи, утренние разгрузки товаров, периодически срабатывающие сигнализации и, конечно, «официально» оформленные сотрудники с нездешними лицами! Но самое страшное в том, что прочность несущих стен домов нарушается, и здание может просто напросто обрушиться, как произошло в феврале этого года в Астрахани. 

Еще лет пять такого раздора, и петербургские улицы будут похожи на огромные базарные ряды из далеких девяностых. С той только разницей, что те рынки скрывались за глухими заборами, не превращая город в бесконечный торговый комплекс. При этом, обустраивая жилую квартиру в частный магазинчик, предприниматели практически всегда нарушают права граждан. Ведь при разработке проектной документации обычно предусматривается строительство крыльца и расширение оконного проема, в ходе которого уменьшается площадь фасадной несущей или ненесущей стены, а также площадь земельного участка, на котором стоит жилой дом – общего имущества собственников помещений этого дома. 

По закону (ст. 36, 40 ЖК РФ и ст. 247 ГК РФ) для того, чтобы уменьшить размер общего имущество, необходимо согласие всех собственников здания. Безусловно, провести собрание в жилом доме, да еще и получить единогласное «добро» – задача непосильная. Поэтому владельцы нежилых помещений регулярно представляют в районные администрации поддельные протоколы общих собраний, а в домах появляются отдельные входы с крыльцом на фасад. 

В доме № 21 по пр. Елизарова в голосовании участвовали жители дома, которые умерли за шесть лет до проведения собрания. Но подписи усопших соседей почему-то попали в протокол. А когда возмущенные этим фактом соседи попытались опротестовать итоги общего собрания в суде, то там их доводы не были приняты во внимание. Не приобщили к делу и заключение районной прокуратуры. Жители дома удивлены позицией руководителя сектора МВК администрации Невского района Натальи Киселевой, которая предпочитает согласовывать строительство крыльца без учета их мнения. А когда-то проживавший в указанном доме глава района Сергей Ситдиков вообще не вступает в диалог с бывшими соседями. 

Благодаря стараниям и массовым обращениям горожан, наиболее пострадавших от нашествия магазинов, прокуратура Санкт-Петербурга выдала 12 мая 2012 года Смольному предостережение о недопустимости нарушения жилищного и гражданского законодательства, после чего переводы в нежилой фонд были приостановлены во всех районах.

К тому же, именно жители дома № 21 по проспекту Елизарова обнаружили, что существует постановление № 170 Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года, п. 4.2.4.9. которого гласит, что не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы. Говоря простым языком, в панельных домах строго-настрого запрещено устраивать входы и изменять фасадные блочные стены! Получается, что городские чиновники в течение длительного времени грубо нарушали законодательство. 

Жители Невского района, в домах которых уже открыты магазины, продолжают активно отстаивать свои права. Одна из горячих точек – дом №40 по ул. Тельмана. В этом году здесь открылся круглосуточный продуктовый магазин, который реализует не только свежее мясо, рыбу, но и все виды алкогольной продукции. 

– Мы обращаемся в администрацию района с просьбой демонтировать с фасада нашего дома все вывески, кондиционеры, защитные жалюзи к окон, поскольку не давали на это разрешения и собрания не проводили, – говорит жительница дома №40 Анна Радищева, – регулярно обращаемся в 75-й отдел полиции с просьбой разгонять собирающиеся толпы пьяных людей около магазина…

Ей вторит жительница соседней с магазином квартиры, назвавшаяся Ниной Александровной: «Каждую ночь под моими окнами пьяные посетители ночного магазина устраивают посиделки и бьют бутылки, кричат до утра, окна открывать невозможно – запах, шум и куча шприцов».

Безусловно, рассчитывать на то, что петербургские улицы примут свой изначально спроектированный зодчими вид, не приходится. Никто не говорит, будто горожане должны полностью отказаться от того, чтобы в их домах появлялись, например, офисы турфирм, нотариальные конторы или книжные лавки, которые не требуют специального оснащения. Только не нужно обживать первые этажи вопреки желанию многочисленных соседей. 

От редакции 

13 сентября инициативная группа жильцов побывала на приеме у главы администрации Невского района Сергея Ситдикова. По мнению чиновника, деятельность администрации осуществляется в строгом соответствии с законом. Он отказался отвечать на все заданные вопросы, в том числе о незаконном обустройстве отдельных входов, которое приняло в районе массовый характер. Например, из 79-ти согласовано КГА только 8. А мы без обиняков спрашиваем: достоин ли один из крупнейших районов, чтобы им управляли так, как Ситдиков? 

ЦИТАТА 

Алексей Третьяков, сопредседатель Санкт-Петербургского Независимого координационного совета по малому и среднему бизнесу: 

«Ситуация не столь проста и неоднозначна, как представляется главе Общественного совета госпоже Церетели, которая считает, что предостережение городской прокуратуры, приостановившее в мае процесс перевода жилых помещений в нежилые в многоквартирных домах для размещения в них предприятий торговли, общепита и бытовых услуг, препятствует развитию предпринимательства. Я не поддерживаю ее предложение о тотальной отмене запрета.

Проблема возникла еще во время губернаторства Валентины Матвиенко, когда уничтожив множество объектов мелкой розницы, в городе столкнулись с необходимостью куда-то определить десятки тысяч бездомных предпринимателей. Именно тогда была дана команда обустраивать на первых этажах жилых домов предприятия малого бизнеса – чтобы «было как в Европах». Ни для кого не секрет, что на Западе действительно предприятия в сфере потребительского рынка базируются на первых этажах, в том числе жилых домов. Но это, во-первых, малоэтажная застройка, где в доме живет одна семья, владеющая как лавкой на первом этаже, так и жилыми апартаментами над ней. И компромисс между доходами от бизнеса и неудобствами проживания находится сам собой. Во-вторых, как правило, в европейских городах такие здания изначально строят с расчетом на торговую функцию, поэтому предусмотрено все – от вентиляции до клиентских парковок.

У нас же малых предпринимателей сослали в спальные районы, в типовые советские многоэтажки, архитекторам которых и в страшном сне не могла присниться торговая функция в спроектированных ими зданиях! В результате мощностей по воде и электроэнергии не хватает, прорубание отдельных входов и создание мест подъезда транспорта ведут к уничтожению и без того малочисленных газонов. Итог – постоянная война предпринимателей с жителями, где обе стороны пострадавшие, ставшие заложниками нелепого решения бывшего губернатора. 

Выход может быть только в том, чтобы размещать бизнес-структуры на первых этажах в тех зданиях, где изначально предусматривалась производственная функция. Как правило, это дореволюционная застройка в центральной части города. Во всех иных случаях размещение может быть только в том случае, если организованной бизнес-структуре не потребуются нагрузка на инженерные сети и организация клиентских потоков – к примеру, это фирма по разработке компьютерного обеспечения. Надо признать глобальную ошибку прежней администрации в сносе объектов малого бизнеса и вернуть их на прежние места, тогда многие вопросы по размещению на первых этажах отпадут сами собой…» 

КОММЕНТАРИЙ 

Елена Церетели, председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга: 

«Процесс перевода жилых помещений в нежилые для размещения в них предприятий торговли, общепита и бытовых услуг остановлен в мае постановлением прокуратуры. Надзорное ведомство сочло целесообразным запретить размещение таких объектов в многоквартирных панельных домах, а 300 семей ждут расселения квартир и возможности улучшить свои жилищные условия с помощью бизнеса. Бизнес несет потери, в Общественный совет поступают многочисленные обращения. Мы обращаемся с просьбой возобновить эту работу». 

Вячеслав Семененко, председатель комитета по строительству Санкт-Петербурга: 

«Перепланировку необходимо делать с учетом конструктивных особенностей дома, с обязательной разработкой и утверждением проекта. В панельных домах ограждающие конструкции навесные, они не влияют на надежность здания, поэтому прорубание дополнительных входов не опасно. Если все делается без нарушений, то я только «за». Что касается установки современного крупногабаритного холодильного и прочего оборудования, то необходимо предварительно просчитать, как оно будет влиять на здание и расположенные в нем квартиры, сколько энергии потреблять и так далее». 

Владимир Катенев, президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты:

«Думаю, что речь пока не идет о тотальной остановке всего процесса перевода жилых помещений в нежилые для размещения в них предприятий малого бизнеса. В развитых городах мира практически все первые этажи зданий принадлежат бизнесу. Например, в Мадриде на этот счет действует даже специальное постановление правительства. Идешь по городу и видишь не частную жизнь за окнами с геранью на подоконниках и не развешанное белье, а различные офисы, магазины и другие структуры малого бизнеса. До недавнего времени и в нашей стране это считалось нормальным явлением.

Безусловно, должен быть конструктивный компромисс с жителями соседних квартир и домов, так как шум, запахи, другие неприемлемые условия должны быть исключены. Владельцы кафе на первых этажах зданий в Европе, как правило, стараются выкупить квартиру над помещением кафе и таким образом снимают проблемы»

 Владислав Петров, председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга: 

«Перевод жилых помещений в нежилые в панельных домах 1960—1980-х годов застройки – это нецивилизованный подход к решению проблемы обеспечения жителей торговыми помещениями и бытовыми услугами. Да, нагрузка на домовые сети увеличивается незначительно, и сегодня есть возможность подключить предпринимателей к дополнительным источникам электроэнергии, но переводить неприспособленные под иную, нежели жилье, функциональную деятельность помещения нецелесообразно. 

При новом строительстве необходимо предусматривать на первых этажах помещения под магазины, кафе, аптеки, ателье. Что касается переоборудования помещений в спальных районах, то от этой практики лучше отказаться. Как правило, жители испытывают больше неудобств из-за постоянно хлопающих дверей, подъезжающих машин, вибрации от специализированного оборудования, и справедливо недовольны таким развитием событий». 

ПОЗИЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ 

По словам начальника отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей и прав собственности прокуратуры Санкт-Петербурга Ильи Антонова, никакого специального постановления не было. После многочисленных жалоб петербуржцев, прокуратура обратила внимание глав районных администраций на недопустимость нарушений по перепланировке помещений при переводе их из жилых в нежилые при создании объектов малого бизнеса. Речь шла только об усилении контроля за выявлением подобных нарушений и их профилактике. Однако в ряде районных администраций восприняли это не как предостережение, а как запрет, решив приостановить выдачу разрешений на сам процесс перевода жилых помещений в нежилые на первых этажах многоквартирных домов.

Следует отметить, что сам отдел создан в прокуратуре Санкт-Петербурга для защиты законных прав предпринимателей, прокурорского надзора за свободой экономической деятельности, а также с целью снижения административного давления со стороны органов государственной власти. Как сказал в разговоре с корреспондентом «Новостей малого бизнеса» Илья Антонов, анализ жалоб предпринимателей показывает, что во многом они связаны именно с действиями органов власти. Наш собеседник подчеркнул, что подразделение прокуратуры намерено работать в тандеме с создаваемым сейчас институтом уполномоченного по защите прав предпринимателей.





 

 

    Кирилл Дружинин, «Новости малого бизнеса», фото из архива автора, специально для "Конкретно.ру"