Бюджетный вариант

Если бы Лев Толстой был чиновником и работал в Комитете финансов, то наверняка именно из-под его пера вместо «Войны и мира» вышел бы проект бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Более чем внушительный по объёму документ состоит практически из 1200 страниц. Однако умения великого классика вдохновлять и обнадёживать, петербургским бюрократам всё же не достаёт: опубликованный план поводов для радости не предоставил.

Суммарный дефицит бюджета за ближайшие три года составит 105 миллиардов рублей – цифра внушительная. Поэтому из проекта следует, что Смольный стремится повысить расходы по большинству статей. «Город должен обеспечивать исполнение расходных обязательств, в первую очередь социальных гарантий: выплату пособий, компенсаций, предоставление льгот, выполнение государственных заданий государственными учреждениями», – отмечают в Комитете финансов.

Тем не менее, социальные выплаты растут вместе с тратами на содержание аппарата исполнительной власти. Ярким примером выступает расчётная единица, которая используется при формировании окладов государственных служащих. В 2016 году она составит 1300 рублей против сегодняшних 1080. В ведомстве Эдуарда Батанова ссылаются на прогноз социально-экономического развития Петербурга, в соответствии с которым «ежегодный темп роста средней заработной платы по экономике превышает рост расчётной единицы на 4,5 процента».

Однако коллеги финансистов, работающие в Комитете по экономической политике и стратегическому планированию, признают, что экономика города фактически стагнирует. «В первом полугодии текущего года было отмечено снижение активности в реальных секторах экономики», – указывает заместитель председателя Комитета Татьяна Тимофеева. По данным её ведомства, показатели таких важных отраслей как строительство, транспорт и связь упали в среднем на 25%.

В свою очередь, трудности у предпринимателей ведут к сокращению налоговой базы, за счёт которой во многом и образуется бюджет Северной столицы. Размер городской казны напрямую зависит от состоятельности налогоплательщиков: из 404 миллиардов рублей в следующем году 263 миллиарда составят как раз налоги на бизнес и на доходы наёмных работников.

Как потратить больше?

Но, по мнению других экспертов, всё далеко не так однозначно. «Если говорить о цифрах, то в первом полугодии 2013-го городу удалось собрать примерно на четверть больше прошлогоднего», – говорит Анна Санина, преподаватель кафедры государственного и муниципального управления университета «Высшая школа экономики». При этом эксперт по фискальной социологии предполагает, что из-за непростой экономической ситуации вскоре мы снова услышим разговоры о проблеме неуплаты налогов.

Покрыть недостачу администрация собирается с помощью займов – на 2014 год предельный объём государственного долга Петербурга установлен на уровне 64 миллиардов рублей. В Комитете по экономической политике и стратегическому планированию рассчитывают на помощь федералов. «Благодаря планируемому переходу на софинансируемые государственные программы можно ожидать увеличения суммы федеральных трансфертов», – полагает Татьяна Тимофеева.

Однако на добыче денег дело не заканчивается. Вторая, вероятно, даже более важная часть, как это ни странно, заключается в неумении городских чиновников их осваивать. «Исполнение бюджета Санкт-Петербурга в 2013 году действительно имеет невысокий процент», – признают в Комитете финансов. Более откровенны в своих оценках исследователи. «В плане освоения средств и, следовательно, социальной ответственности перед горожанами, городские чиновники шагнули далеко назад», – указывает Анна Санина.

Отталкиваясь только от голых цифр, понять, какой логикой руководствовались в Смольном при распределении средств на 2014 год между комитетами, невозможно. По идее тех, кто не справляется с поставленной задачей, нужно наказывать, но подобные принципы у власть предержащих не всегда в чести. Для наглядного сравнения можно взять Комитет по строительству и Комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Оба ведомства по итогам первого полугодия оказались в числе худших, не исполнив и четвёртой части отведённого им финансирования. Однако если «строители» в следующем году поплатятся за свою нерасторопность 5 миллиардами, то КРТИ наоборот получит на 7 миллиардов больше.

Но всем, по большому счёту, ясно, что администрация и ЗакС, так или иначе, смогут прийти к консенсусу. В отличие от их «братьев меньших» – муниципалов.

Как правильно давить муниципала?

Жить при дефицитном бюджете города придётся и муниципальным образованиям, причём информация о том, что прорехи в казне коснутся их самым непосредственным образом, активно муссировалась в последнее время. Однако бить тревогу рано – здесь есть свои нюансы.

До недавнего времени дела обстояли следующим образом: в 100% виде муниципалы получали только два налога – земельный и на имущество физических лиц. Дополнительно они могли получать доход от сдачи в аренду находящейся у них в собственности недвижимости, продажи земельных участков или выпуска долговых обязательств.

Помимо этого, местные власти ежегодно получали трансферты из Смольного в виде субвенций, дотаций и субсидий. Первые покрывают «специфические» расходы, обусловленные законом «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», вторые призваны сглаживать финансовое расслоение между муниципалитетами, а третьи носят целевой характер.

Важно также, что сумма субсидий традиционно включает в себя небезызвестную «коллективную поправку» – сугубо петербургское явление, путёвку в жизнь которому дал Анатолий Собчак. Суть его сводится к тому, что депутатам выделяется 2% от принимаемого бюджета. Свою долю каждый народный избранник может направить в тот или иной муниципалитет. Очевидно, что подобное противоестественное заигрывание исполнительной власти с законодательной всегда носило отпечаток политической борьбы: не все предложения одобрялись, и даже не все рассматривались.

При этом субсидирование в целом всегда было выборочным – в этом году такого рода поддержку получили только 17 муниципальных образований, если не брать в расчёт посёлки и пригороды Петербурга. Некоторые цифры явно говорят о политическом факторе. В частности, ставший притчей во языцех благодаря Виталию Милонову и Валентине Матвиенко округ Красненькая речка – «золотой призёр» списка – получил аж 48 миллионов рублей.

Однако в середине лета эпопея с субсидиями попала в прицел городской администрации. В преддверии грядущих «голодных лет» затягивание поясов в Смольном началось, в том числе, и с этой статьи расходов. Так, постановлением № 460 от 04.07.2013 были внесены существенные изменения в процедуру рассмотрения заявок на получение «донорской» помощи. В соответствии с ним муниципалитеты-соискатели должны пройти через два отборочных этапа: сначала им придётся доказать, что они действительно нуждаются в дополнительных денежных вливаниях, а затем продемонстрировать своё умение управлять финансами. Менеджерские навыки оцениваются по семи показателям, включающим в себя степень исполнения бюджета и кредитную историю. Идеальное соответствие всем критериям даёт целых 100 баллов. В продолжение этой линии о муниципальных субсидиях в проекте бюджета на 2014 год не говорится ни слова, хотя предусматривается регулярное повышение тех же дотаций и субвенций.

В то же самое время, очевидно, что чем сложнее становится процесс отбора «достойнейших», тем меньше рычагов давления остаётся у депутатов. Видя, что возможность распоряжаться своим кусочком бюджетных средств тает на глазах, парламентарии решили сделать откат назад. На прошлой неделе подавляющим большинством голосов был принят законопроект, который фактически отменяет постановление № 460, подтверждая силу «старого доброго» закона «О формах, порядке и условиях предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга из бюджета Санкт-Петербурга». Однако, увлёкшись политическими интригами, о судьбе самих муниципалов все как-то дружно подзабыли.

«Урезание субсидий – это хорошо. Местные власти будут больше заинтересованы в том, чтобы вверенные им территории развивались», – говорит руководитель проекта «Муниципальная пила» Дмитрий Сухарев. По его мнению, сокращение бюджетных подачек будет стимулировать муниципалов к поиску иных источников дохода. Общественный деятель также напоминает, что с 1 января в местные бюджеты поступает половина единого сельскохозяйственного налога и 10% от налога на доходы физических лиц. Ожидается, что подобные уступки впоследствии будут только возрастать, а это значит, что муниципалитеты сильно не обеднеют, зато изменится структура источников их финансирования.

От реплик исполнительного директора политологического центра «Стратегия» Михаила Горного, напротив, веет холодом. «Будут субсидии или не будут, принципиально ничего не изменится», – отмечает эксперт. По его словам, объём средств, которыми располагают муниципалитеты, сам по себе несущественен, а значит говорить на данный момент о какой-либо независимости, если в одном месте убыло, а в другом столько же прибыло, бессмысленно. «Нужно перекраивать всю систему местного самоуправления, но как – это уже другой разговор», – подытоживает Горный.

Конечно, привычке жить на широкую ногу Смольный в ближайшие несколько лет изменять не собирается. Очевидно, наращивание расходов в целом отнюдь не означает, что абсолютно все комитеты будут щедро одариваться деньгами – городу ещё предстоит пережить великое множество баталий за бюджетные средства.

Однако запасаться попкорном петербуржцам определённо не стоит, и даже не по той причине, что все «столкновения» преимущественно происходят в кулуарах власти, куда вход посторонним воспрещён. В появившемся буквально на днях докладе авторитетного рейтингового агентства Fitch прогноз роста мировой экономики понижается с 3,1% до 2,9%, в свете чего жителям града Петрова лучше пустить свои сбережения на покупку более традиционных для России продуктов.

Между прочим

Самый впечатляющий образец того, как большие города влезают в долги и приходят в упадок из-за нехватки денег, демонстрирует миру лидер мировой экономики – США. Столицу американского автопрома Детройт все уже давно называют городом-банкротом. 19 июля этого года губернатор штата Мичиган и внешний управляющий 700-тысячного горемыки подали в суд прошение об официальном признании банкротства. Несмотря на то, что профсоюзы оспорили этот шаг, как поступать дальше, когда на плечах города лежит долг в 18 миллиардов долларов, не знает никто.

 

     Александр Субцельный,"Наша Версия на Неве", № 37 (295), от 23.09.-29.09.2013