Помянули неизвестных… Негромко

Без оркестровой меди и пафосных речей в Санкт-Петербурге вспомнили тех, кто за несколько последних десятилетий воевал по приказу Родины под красным флагом, а позднее и под российским триколором, в разных концах света. Да так и остался неизвестным.

Памятная дата, которую в календаре почему-то предпочитают называть праздником, появилась лишь год назад. День неизвестного солдата отмечается в России в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за её пределами. Хотя правильнее говорить – без вести пропавших. Ведь все фамилии солдат, которые не возвратились с чужбины, известны и занесены в формуляры, а их судьбы так и остались неизвестны.


Вспоминать таких воинов решили 3 декабря – в 1966 году именно в этот день у стен Московского Кремля был торжественно захоронен прах солдата, имя которого не смогли установить. А только примерную дату смерти – осень первого года Великой Отечественной… Сколько их, неизвестных, сложили свои головы на всех фронтах той страшной войны?

В 2001 году российский Генштаб рассекретил данные о безвозвратных потерях армии, от начала двадцатого века до наших дней. Согласно им погибшими числятся 12 132 668 солдат и офицеров по списочному составу. Но эти цифры явно не учитывают тех, кто воевал в партизанских отрядах. Не слишком понятно, как учитывались потери периода Гражданской войны. Не стоит забывать и о том, что с момента обнародования Генштабом информации о безвозвратных потерях в истории страны случилось ещё несколько вооружённых конфликтов. Но даже если опираться на рассекреченные данные, то становится зябко – место гибели установлено лишь у половины воинов. Каждый второй солдат считается пропавшим без вести. Значит – неизвестным.

Впрочем, год назад Минобороны попыталось подкорректировать страшную статистику. По словам Андрея Таранова, начальника управления оборонного ведомства по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, неустановленными остаются судьбы около 2 000 000 военнослужащих, пропавших без вести в годы Второй мировой войны, в Корее – более пятидесяти, в Афганистане – 130, в ходе боевых действий на Северном Кавказе – свыше 300, в зоне грузино-осетинского конфликта – двое.

Расхождение в статистике военные чиновники объясняют работой поисковиков – только в 2014 году благодаря им свои имена обрели около 23 000 воинов. А за несколько лет существования 90-го отдельного специального поискового батальона Минобороны были найдены останки 7 494 000 погибших защитников Отечества. Но означает ли эта гигантская работа, что каждый из них отныне стал известным?


На пресс-конференции, которая прошла в Москве 13 февраля 2014 года и была посвящена 25-летию вывода советских войск из Афганистана, сообщили о том, что 1 500 000 наших соотечественников после окончания Второй мировой войны принимали участие в 35 вооружённых конфликтах, которые проходили за пределами страны. Это не считая военных кампаний на Северном Кавказе. Кстати, на середину 2011 года в Международный комитет Красного Креста поступило 2324 запроса о розыске тех, кто считаются пропавшими без вести в том регионе. Как заявил тогда порталу «Кавказский Узел» глава представительства МККК в Чечне и Дагестане Жак Барберис, из них значатся исчезнувшими около 700 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Этот комментарий заставляет ещё раз усомниться в точности данных, приведённых российским Генштабом, – видимо, пропавших без вести гораздо больше, просто далеко не все они проходили по списочному составу оборонного ведомства. А другие силовые структуры?

Прошедший День неизвестного солдата в Санкт-Петербурге отметили негромко. Торжественно-траурная церемония прошла на территории Никольского кладбища Александро-Невской Лавры. Митинги с возложением цветов к братским захоронениям и памятникам состоялись в Ленинградской области – в Бокситогорске, Всеволожске, Гатчине, Киришах, Лодейном Поле, Луге и Тосно.


А ветераны боевых действий и школьники собрались, чтобы отдать дань памяти своим соотечественникам в петербургском парке Воинской славы. Здесь по соседству установлены памятный знак по случаю 25-летия окончания афганской войны и мемориал 6-й героической десантной роте. День выдался не по-зимнему слякотный и хмурый. К тому же рабочий. Чиновники были заняты неотложными государственными делами. Но ничего удивительного – ветераны давно привыкли, что знаки внимания оказываются им – выжившим и погибшим, лишь по большим юбилеям. В другое время – только если государственный человек это кто-то из «своих».

Депутат Игорь Высоцкий – «свой», инвалидность получил на афганской войне, глее служил в 56-й десантно-штурмовой бригаде. Поэтому он в День неизвестного солдата – здесь. «Я помню, – говорит городской парламентарий, – как три с половиной года назад нашёл своё упокоение на Серафимовском кладбище рядовой 682-го мотострелкового полка Сергей Колесов, которого долгие годы считали без вести пропавшим в Афганистане».


Летом 1984 года разведдозор прикрывал роту, вступившую в бой с крупным отрядом моджахедов, от возможной атаки по склону горы. Группа из боя не вышла. Позднее подошло подкрепление и удалось добраться до рубежа, где держали оборону четверо разведчиков, включая Колесова. Но Сергея среди погибших не было – только его вещмешок и фляга… Давно окончилась афганская война. По удивительному стечению обстоятельств, поисковой экспедиции Комитета по делам воинов-интернационалистов СНГ посчастливилось найти очевидца того боя. Бывший моджахед показал расщелину, куда запихали умирающего Сергей Колесова, закидав тело камнями. Лишь после проведённых раскопок и экспертизы опознания солдата по ДНК, рядовой был признан погибшим 20 августа 1984 года при исполнении воинских обязанностей.

Цветы легли на гранитные плиты монументов в парке Воинской славы. Всем солдатам – пока неизвестным, которые так и не вернулись домой – ни живыми, ни в цинке, но остались верными военной присяге до конца…

 

        Кирилл Метелев, «Конкретно.ру», фото автора