Эра спецназа

<z>Спецназ на Северо-Западе</z>
Вообще-то изначально спецназом считалась фронтовая разведка. Все остальные – кто угодно, только не спецназ, – говорит Анатолий Мультах, замполит бригады специального назначения ГРУ, расположенной под Псковом в селении Промежицы.
В задачи этих частей Главного разведывательного управления входят сбор и оперативная передача данных в тылу противника, а также диверсионная деятельность. Причем разведка – глубинная, далеко за передовой. С развалом СССР от бригад ГРУ остались только рожки да ножки. Базы большинства остались в бывших республиках, сами бригады расформированы. В России сохранилось лишь четыре из них, причем две приданы ВДВ. Бойцы разведки ГРУ носят форму ближайшего войскового подразделения. К примеру, служивые из Промежиц выглядят как десантники. Специфика подготовки спецназовца, – рассказывает Анатолий Мультах. – Зависит от условий местности, где базируется часть.
Псковская область расположена в болотистой зоне. Поэтому подготовка в лучшие времена включала в себя элемент, названный «переходом зеленой границы». Спецназовцы ночью незаметно перебирались через речку шириной 50 метров с заболоченными берегами, на одном берегу которой располагался наблюдательный пункт. К тому же вдоль берега бродили зоркие товарищи с фонарями. В системе оценок за преодоление данного препятствия наличествовало всего две цифры – 2 и 5. Обнаруженный спецназовец получал 2 балла, незамеченный, соответственно, 5. На переход в среднем затрачивалось до 4 часов. Рекорд – 1,5 часа. Проверка, однако, этим не исчерпывалась. После нескольких минут у костра бойцы уходили на выполнение очередной задачи. Самым легким этапом был марш-бросок на пять километров. В свое время бригада принимала участие в учениях с пограничниками, моряками, с войсками стратегического назначения и ПВО. В ходе учений у финской границы спецназовцы в качестве доказательства своего мастерства оставили сухой паек у пограничного столба, за контрольно-следовой полосой. На радость пограничникам. Были и международные соревнования спецназа, в частности с участием американцев, и ГРУшники завоевали первые места. А если учесть превосходство янки в техобеспечении, то можно окончательно увериться в наших разведчиках как самых невидимых людях в мире. Что касается физической подготовки, то предпочтение отдается тренировкам практической направленности. Если группу спецназа застукали, нужно сделать так, чтобы свидетель не успел скрыться и даже вскрикнуть.
Псковская бригада неоднократно отправлялась в Чечню. Спецназовцы на несколько дней уходили в тылы бандформирований. Как-то один разведчик, замаскировавшись под пастуха, несколько недель кряду пас овец, попутно корректируя огонь артиллерии. Черным днем для псковской бригады стало 21 февраля 2000 года, когда бойцам дали задачу, не свойственную разведке, – закрепиться на высоте и удерживать передний край обороны. Короче, спецназу пришлось выполнять функцию мотострелковой или десантной части. Не имея при этом боеприпасов и соответствующего вооружения. Все равно что скальпелем колбасу резать.
В 12.00 разведку должны были сменить, однако опоздали на четыре часа. Задержка привела к гибели 34 человек, 25 из которых – разведчики. Остальные – приданные им саперы и артиллерийские наводчики. Удерживая высоту, им пришлось вступить в неравный бой с боевиками. Двое солдат уцелели только потому, что были тяжело ранены и лежали без сознания. Боевики посчитали их мертвыми.
Впрочем, у спецназа ГРУ есть еще и свой торжественный день – 24 октября. Так что бойцы ГРУ отмечают день спецназа дважды.
<z>«Тайфун»</z>
21 февраля 2000 года переговоры бригады по рации слышали бойцы питерского спецназа «Тайфун», закрепившиеся на соседней высоте. В целом же в окрестностях на десяти высотах, кроме ГРУ и «Тайфуна», закрепилась еще и десантура. Друг друга можно было увидеть. По прямой расстояние казалось незначительным, однако извилистый горный серпантин увеличивал его на десятки километров.
«Тайфун» – название питерского спецназа, принадлежащего Минюсту РФ, точнее, Главному управлению исполнения наказаний (ГУИН). Подобные отряды стали создаваться в начале 90-х, когда массовыми волнения начались не только на просторах бывшего СССР, но и в местах менее отдаленных. По предложению генерал-майора Юрия Калинина, бывшего тогда начальником ГУИН РФ, эти отряды создавались по всей России для пресечения бунтов и освобождения заложников в колониях и специзоляторах.
Анатолий Мультах назвал бы такие структуры отрядами по борьбе с терроризмом. Мы же, как и большинство, будем называть их спецназом – так повелось. Видимо, само слово «спецназ», короткое, как жизнь врага, прижилось в спецподразделениях более, чем остальные.
Минюстовские отряды поначалу окрестили тюремным спецназом. В 1991 году появился такой и в Питере. В том же году, – рассказывает командир отряда Игорь Кривонос. – Произошла бандитская разборка в гостинице «Прибалтийская». Дежурный по ГУВД вызвал ГУИНовский спецназ. Когда к месту происшествия подъехал ОМОН, братаны уже лежали лицами вниз, скованные наручниками. С тех пор «Тайфун» ежегодно проводит порядка ста операций по задержанию различных криминальных элементов.
«Тайфун» формировался из людей, служивших в морской пехоте или ВДВ, многие получили краповые береты во внутренних войсках. Помимо навыков, приобретенных на службе, пришлось приобретать и навыки борьбы с террором, причем по пособиям и фильмам, в которых демонстрировались учения зарубежных спецслужб, таких как немецкая группа «ГСГ-9», голландские «Скорпионы»... Приезжал посмотреть на учебу инструктор английского спецназа САС.
Свое название – «Тайфун» – питерский отряд получил в 1995 году после боевых действий в Чечне. На счету бойцов многочисленные командировки в свободную Ичкерию. Самый сложный из выездов состоялся как раз в 2000 году, когда погибла группа из псковской бригады ГРУ. Неделей позже «Тайфун» бросили на зачистку сел Алхавзурово, Рашни-чю и Комсомольское. Да какая там может быть зачистка, – рассказывает боец «Тайфуна» Владимир. – Подходишь к товарищу с требованием показать документы. Он предъявляет тебе натуральную липу, мол, беженец из Грозного. Печать левая. Отводим такого в комендатуру. А там говорят, что документы в порядке, и отпускают на все четыре стороны.
В конце февраля в Комсомольском уже сосредоточилось около сотни боевиков из отряда полевого командира Руслана Гелаева. В начале марта поселок оказался полностью занят боевиками, их стянулось порядка тысячи. 7 марта началось бомбометание, а на следующий день – штурм. В село вошли 260 человек сводного отряда, состоявшего из бойцов питерского спецназа, центрально-черноземного СОБРа и внутренних войск.
Тогда «Тайфун» понес свои первые потери. На левой стороне села, расположенного по обе стороны реки Гайта, была высотка, на которую выдвинулся спецназовский дозор. Заместитель командира «Тайфуна» Алексей Махотин решил срочно отозвать ребят. Связь была плохая, начали кричать. Боевики накрыли высотку гранатометными выстрелами. Погиб боец спецназа Владимир Широков и солдат из другого подразделения. Один парень из сводного дозора был ранен. Когда стали выносить раненых и погибших, чеченский снайпер выстрелил в спину Николаю Евтуху. Разрывом гранаты откинуло Олега Губанова. Через день к высоте выдвинулась группа спецназа и внутренних войск, чтобы вытащить тела погибших солдат. Тогда получил смертельное ранение боец ОСН «Тайфун» Тимур Серазетдинов.
Само Комсомольское штурмовали более десяти дней. Ежедневно потери сводного отряда достигали 40 человек, и каждый день, пополняясь до трехсот бойцов, отряд снова кружил по селу, охотясь за боевиками. В «Тайфуне» погибли еще два офицера: Александр Тихомиров и Андрей Захаров. 21 марта боевые действия прекратились. За работу принялись отряды МЧС. По данным спасателей, в Комсомольском было найдено полторы тысячи трупов боевиков.
В девятой по счету командировке погибли четыре бойца ОСН «Тайфун», несколько было ранено
<z>Зеленые береты</z>
Бок о бок с ГУИНовским спецназом штурмовал Комсомольское и сводный отряд 33-й бригады внутренних войск, расположенной под Петербургом. День спецназа празднуют и там. С началом перестройки эти войска стали специализироваться на зонах боевых действий внутри страны.
ВВ – это и Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск. В котором, кстати, повышает свою квалификацию элита внутренних войск со всех концов России – краповые береты, лучшие среди лучших в отрядах спецназа. Есть в округе полк, который носит милицейскую форму, он наравне с ОМОНом обеспечивает порядок на массовых мероприятиях. А боевая часть – это та самая 33-я бригада оперативного назначения.
Она была сформирована в далеком 1931 году в Алма-Ате. Начало боевого пути было положено в прикаспийских степях, где тогда бродили басмаческие банды. Затем был даже пятимесячный поход в Китай – советское правительство оказало военную поддержку китайскому генералу Шень-Ши-Цаю в борьбе с японским ставленником Ма-Чжу-Ином. В 1939 году полк бросили на усиление советско-финской границы. А после военных действий против Финляндии часть встала на охрану правительственных учреждений города.
В конце прошлого века из-за вспыхнувших массовых беспорядков и межнациональных конфликтов возникла необходимость в создании частей оперативного назначения МВД РФ. Армии со всеми ее бомбардировщиками, танками и ядерными ракетами во внутренние конфликты встревать было не положено. С 1 апреля 1989 года по распоряжению министра МВД во всех полках ВВ оперативного назначения стали формироваться учебные роты спецназа. В их составе отдельно числились два спецназовских взвода и взвод разведки. В этих учебных ротах готовили срочников. Но поскольку у МВД необходимый опыт отсутствовал, обучать солдат принялись специалисты из других структур, в частности, из ГРУ.
В 33-й бригаде учебная рота разделилась на группу спецназа численностью 100 человек и разведвзвод в 50 человек. В ходе очередной реорганизации спецназ в бригаде был упразднен за отсутствием необходимости, а взвод разведки стал ротой. По нормативным документам, разведка ВВ работает на глубину 2–5 км. В основном занимается вскрытием объектов противника и передачей координат для поражения целей. Высший критерий профессионализма – ни одного выстрела за время рейда.
Суть специальной подготовки – максимум нагрузки и минимум свободного времени. Кроме общих военных дисциплин, разведчики получают углубленные тактико-специальные знания. По устоявшейся традиции, новобранцам несколько раз в день задается один и тот же вопрос: «Ты хочешь служить в разведке?» Как правило, через месяц из 50 претендентов в роте остается не больше 15. В конце обучения боец получает право сдать экзамен на зеленый берет – он эквивалентен краповому в спецназе. Отличие лишь в том, что в программе зеленых беретов больше внимания уделяется ориентированию на местности, работе с различными видами радиостанций и умению определять координаты цели. Чеченская кампания показала, что многие офицеры оказались неспособными грамотно корректировать огонь артиллерии.
В Чечне бойцы бригады находились постоянно, поочередно сменяя друг друга в командировках. На счету у них штурм Грозного и Комсомольского. В это село сводный отряд бригады шел в пешем порядке. Техники было мало, в основном старые танки Т-72. В трехстах метрах левее застрял ярославский ОМОН, рядом с ним работал «Тайфун». Бригадная разведка состояла тогда из восьми бойцов и одного БТРа. А при штурме Грозного бойцы части шли во втором эшелоне, прикрывая 5-й мотострелковый полк. За ними на дальнейшую зачистку двигался ОМОН. Первый накат произошел со стороны грозненских микрорайонов, затем бойцы зашли со стороны Ханкалы. Благодаря полковнику Бугаеву тогда удалось избежать больших потерь при штурме площади Минутка.
Всего за вторую Чеченскую кампанию бригада потеряла 70 человек. В первую – 34. В роте разведки за эти 12 лет потери составили 7 человек.
<z>ОМОН</z>
После того, как по чеченскому селению прошла федеральная армия или спецназ, за дело принимается ОМОН. Как известно, милиция должна следить за правопорядком на территории РФ. Чечня не исключение. Омоновцы всячески следят за развитием мирной жизни из укрепленных блокпостов, откуда и совершают свои рейды.
Питерский отряд ОМОНа, как и остальные подразделения милиции особого назначения, создан в 1988 году на базе оперативного полка. В ту пору, когда народ распоясался окончательно, футбольные матчи и рок-концерты стали сопровождаться массовыми погромами, митинги – мордобоем, оперативный полк для усмирения зажившей по-новому общественности уже не подходил. Бутербродом в кобуре вряд ли кого испугаешь, да и милицейские погоны, по большому счету, уважения не вызывали. Новое подразделение стало разгонять маргинальный элемент во время проведения массовых мероприятий.
Сегодня отряд ОМОНа в Петербурге насчитывает 1150 человек, поделенных на пять батальонов. Пулеметчики, снайперы чередуют свою деятельность с исполнением милицейских обязанностей. Их можно заметить на посту в различных районах города. Этим ОМОН отличается от спецназа. В отряде есть отдел оперативной техники. Его сотрудники, вооруженные видеокамерами, выезжают вместе с бойцами на задержание преступников, чтобы потом у следственных органов была наиболее полная информация.
Задачи обеспечения автотехникой возложены на мотобатальон. Существует также рота для обеспечения правопорядка на водных пространствах Северной Венеции. Инженерно-технический отдел готовит взрывотехников. Именно они выезжают на все сообщения о минных закладках. Две группы кинологов, изначально созданные для несения патрульно-постовой службы, доучившись, стали выполнять и оперативно-поисковые задачи в тех местах, где, по данным, идет оборот оружия или наркотиков.
С начала 90-х омоновцы несут службу в горячих точках. Первой стала Северная Осетия. Сколько всего боевых командировок на счету ОМОНа, командир отряда Виктор Кабацкий уже затрудняется ответить. Всего не упомнишь.
Одна командировка запомнилась особенно. В прошлом году в ходе зачистки одного чеченского села с привлечением сил питерского ОМОНа были найдены «весьма своеобразные документы» правительства свободной Ичкерии. 11 февраля 2002 года поступила команда выделить 10 ОМОНовцев на специальную операцию. Места и времени ее проведения никто не знал. Ребят посадили в вертолет и вместе с войсками внутренних войск и Минобороны доставили в село Старые Атаги. Мобильная группа проводила зачистку, тогда и обнаружили схрон, находившейся в бетонной стене одного из сельских домов. Помимо печатей и штампов правительства Ичкерии, там были обнаружены планы проведения терактов с применением ядерного оружия. В частности, план захвата атомной подводной лодки во Владивостоке. Причем захватить лодку собирались с участием лиц славянской национальности.
Также во время командировки мобильная группа, в которой состоял питерский ОМОН, уничтожила отряд боевиков, среди которых был, как говорят, эмир района – то есть держатель бандитского общака.
<z>«Град»</z>
Как правило, сбором агентурных данных и поисками главных бандитов в Чечне занимается Федеральная служба безопасности, у которой есть свой спецназ. В Управлении ФСБ по Петербургу и Ленинградской области это – «Град», отпраздновавший 12 августа свое десятилетие. Подразделение было создано приказом тогдашнего начальника питерского Управления генерал-лейтенанта Виктора Черкесова. Поначалу спецназ насчитывал в своем составе двенадцать лучших офицеров-оперативников из Службы по борьбе с терроризмом. К слову, «Град» создавался на основе другого спецназа – «Балтика», сформированного в Управлении в конце 80-х.
Сегодня в составе боевого подразделения около ста профессиональных бойцов, прошедших десятки боевых операций в Чечне. Средний возраст чекистских спецназовцев – чуть младше тридцати лет. На счету подразделения, как пишет пресс-служба ФСБ, сотни задержанных террористов и особо опасных преступников, тысячи изъятых из незаконного оборота единиц оружия. Ветераны этого спецназа не испытывают проблем с трудоустройством на гражданке, «градовцы» – одни из наиболее высокооплачиваемых личных телохранителей и руководителей служб охраны коммерческих структур.
Однако вряд ли вскоре общественность сможет узнать, чем занимался спецназ в Чечне. За десять лет существования «Град» имеет всего одну потерю. Владимир Боченин, получивший контузию во время первой Чеченской кампании, скончался 5 лет тому назад.
<z>СОБРы</z>
Кроме этих подразделений, в Петербурге есть еще сводный отряд быстрого реагирования (СОБР) в составе РУБОПа, реорганизованного теперь в ОРБ. У таможенных органов свой СОБР, который занимается силовой поддержкой сотрудников оперативной таможни во время задержания контрабандистов. Как известно, с границами у нас теперь проблем много, и любители несанкционированных переходов нагло прут через ближнее зарубежье – кто через кордоны, кто хитро в обход законов с контрабандой наперевес. В начале 90-х боролся с контрабандой на Северо-Западе начальник отдела таможенных расследований Андрей Озолинг. Один против всех с газовым пистолетом, до тех пор, пока с 12 апреля 1992 года не образовалась охрана таможенных органов, а в ее составе отряды быстрого реагирования.
Существовал также отряд физзащиты сотрудников налоговой полиции, в его задачи входила силовая поддержка налоговых полицейских. Кроме того, они тренировали навыки телохранительства и антитеррористической деятельности.
Тот, кто не заплатил налоги, может стать до такой степени неспокойным, что способен взять в заложники прибывшего к нему налогового полицейского, поэтому в налоговый спецназ поначалу брали не ниже чем кандидатов в мастера спорта по спортивно-боевым единоборствам. В то время еще никто не знал, чем вся эта история с налогами в стране обернется. Подстраховались.
В целом же спецподразделения, в чьи задачи входит разведка, телохранительство, борьба с терроризмом, предусмотрены в одиннадцати государственных силовых и правоохранительных структурах России. С праздником, спецназ!