Как не умереть в Арктике

26 октября произошёл несчастный случай в рамках текущей деятельности постоянно действующей Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген (РАЭ-Ш). Как сообщили «Конкретно.ру» в петербургском Институте Арктики и Антарктики (ААНИИ): «С вертолетом Ми-8, принадлежащем государственному тресту «Арктикуголь» и выполнявшим полёт по маршруту посёлок Пирамида – посёлок Баренцбург, связь исчезла в 16:10 по московскому времени. На борту находились пять членов экипажа и трое научных сотрудников нашего института: заместитель начальника сезонной экспедиции «Шпицберген – 2017» Олег Голованов, 1973 года рождения, инженер I категории сезонной экспедиции «Шпицберген – 2017» Максим Каулио, 1992 года рождения и руководитель химико-аналитической лаборатории РАЭ-Ш Николай Фатеев, 1989 года рождения».

В ААНИИ добавили, что научная группа возвращалась из посёлка Пирамида, расположенного в 78 километрах от конечного пункта полёта, после выполнения плановой серии гидрологических наблюдений и отбора проб по программе экологических исследований. На территории предполагаемого падения ведутся поисковые работы.

Тем временем учёные продолжают искать практические пути, как не умереть в Арктике. По итогам Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, проводимого при поддержке Правительства РФ, его лауреатами стали сразу три из четырёх поданных проектов Арктической общественной академии наук (Санкт-Петербург).

По рассказу учёного секретаря академии Марины Мининой, первый из них посвящён разработке уникальных гидротермокостюмов, пришедших на смену тем, которые не всегда помогали терпящим бедствие во льдах. Второй – автоматизированному мониторингу аварий при прокладке оптико-волоконных линий связи и третий – системе оповещения о землетрясениях. Все они предназначены для Арктики и только для неё.

Спасение утопающих – чьих рук дело?

«Предложения по созданию индивидуальных спасательных средств на судах и морских сооружениях в Арктике» внесены авторским коллективом в составе Виктора Илюхина (председателя Ассоциации развития поисково-спасательной техники и технологий), Олега Доценко и Александра Киннунена.

«Как правило, гибель экипажа и персонала морских объектов происходят до прибытия сил поисково-спасательного обеспечения, – констатируют они. – И очевидно, что при существующей удаленности мест дислокации морских аварийно-спасательных формирований от возможных мест возникновения ЧС, своевременное спасание людей в Арктической зоне не всегда представляется возможным».

Поэтому приоритет должен отдаваться средствам самостоятельного спасения (как индивидуальным, так и коллективным). Ведь гидротермокостюмы, производимые, как в России, так и за рубежом, соответствуют всем международным требованиям, но на суровые климатические условия Арктики не рассчитаны! И малоэффективны для выживания там, особенно, если помощь после ЧС идёт долго.

«Они не учитывают дополнительные потери тепла при ветровой нагрузке во время пребывания в воде и сверхнизкие температуры при пребывании в воздушной среде на льду», – говорится в работе.

Учёные формулируют новые требования к гидротермокостюму арктическому (ГТКА). Он должен учитывать «многофакторное воздействие окружающей среды». А главное ноу-хау – применение в качестве основного элемента теплоизоляции нового объемного нетканого материала и термоотражающей плёнки. Новый подход к конструкции утеплителя позволяет сократить его толщину и одновременно существенно, на несколько часов, увеличить время пребывания человека и в ледяной воде, и на воздухе с сильными отрицательными температурами.

Несколько опытных образцов ГТКА уже прошли проверку в лабораторных условиях. Работа над созданием материалов «нового поколения» для него продолжается, специалисты планируют улучшить достигнутые показатели. При этом, как выяснил корреспондент «Конкретно.ру», предложение по созданию нового гидротермокостюма (ОКР «Костюм») уже включено в государственную программу «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 гг.»

Сейсмозащита по-азербайджански

Другой проект касается оповещения о землетрясениях. Как пояснил один из авторов, директор Института систем управления Национальной академии наук Азербайджана Тельман Алиев, ранее на его родине была создана сеть из девяти сейсмоакустических станций.

– Система предназначена для оповещения о сейсмической опасности на объектах, имеющих стратегически важное значение: морских платформам, плотинах гидроэлектростанций, нефтегазопроводов и др. Однако очевидно, что для применения системы в арктическом регионе, еёнужно адаптировать под особую климатическую специфику. Наш проект как раз и посвящён этому, – рассказал Алиев.

Он является учеником известного советского учёного Владимира Солодовникова, а потому в сотрудничестве азербайджанских специалистов с россиянами, нет ничего удивительного. Соавторы этой работы – Марина Минина, Валерий Митько (Россия) и Тельман Алиев, Эльчин Алиев, Фахрад Пашаев, Гамбар Гулуев, Аскер Алмасов (Азербайджан).

Кстати, коллеги из двух стран рассматривают и другие совместные проекты. Например, создание системы отслеживания начала перехода объектов нефтедобычи в аварийное состояние. На нефтяных месторождениях Азербайджана она уже эксплуатируется, задача – адаптировать систему для Арктики.

Минимизировать ручной труд

Проект Арктической общественной академии наук, ставший лауреатом конкурса, посвящён созданию измерительного комплекса для подводных линий связи на Арктическом шельфе. В России он также не имеет аналогов.

– В телекоммуникационной отрасли широко применяются волоконно-оптические линии связи. Прокладывать их можно в разных условиях, в том числе под водой, что весьма актуально для северных широт, – рассказал «Конкретно.ру» член академии и сотрудник Ленинградского отделения центрального НИИ связи Александр Фёдоров.

Однако в процессе, как строительства, так и эксплуатации любых линий связи необходим жёсткий контроль. Автоматизация же контроля позволяет не только снизить долю ручного труда и соответственно затраты, но и уменьшить количество ошибок, обеспечить оперативность обнаружения неисправностей.

Соавторами этой работы также выступают Юрий Бабкин, Алексей Вандич и Валерий Митько.

Добавим, что приказом от 22 июня 2015 года Правительство России поручило федеральным органам власти и организациям проработать вопрос о внедрении технологий, отражённых в работах лауреатов и оказать содействие в их реализации. Все они имеют шансы найти практическое применение.


                     Кирилл Кудрин, «Конкретно.ру»