Порядок или разруха

«Городская газета для жителей Пскова» представляет разные точки зрения на то, что происходило и происходит в Псковском музее-заповеднике


Клеветникам музея

Уважаемая редакция!


Обращаюсь к Вам с настоятельной просьбой опубликовать мою заметку. Я долгие годы работала в Псковском музее и хорошо знаю тех людей, о которых Вы пишете в своих статьях «Система ценностей» как о нерадивых, непрофессиональных людях. Я не только не могу с этим согласиться, но и глубоко возмущена. У меня сразу возникло желание написать Вам и выразить свою точку зрения. Однако все как-то не доходили руки. Но недавно я пришла в музей и увидела новые залы Картинной галереи, побывала в новом фондохранилище «Дом Массон», где увидела, как теперь хранятся фонды, в которых я так долго работала. Мне радостно стало за своих коллег и обидно, что их огромный труд Вы пытаетесь унизить и опорочить.
В «Городской газете» от 25.09-01.10.2007 некий журналист под псевдонимом Алексей Владимиров поливает грязью Псковский музей-заповедник и его сотрудников, настоящих и бывших. Особенно досталось Антонине Фёдоровне Васильевой (была директором музея в 1969-1979 годах) и ее дочери Васильевой Ольге Анатольевне. Ясно, что статья писана с чужих слов (мы даже знаем, с чьих). Не проверив факты, журналист пишет такие глупости о музее:
1. «Хранение предметов из драгметаллов и драгоценных камней в музее не организовано и нарушает действующее законодательство». (Приходите, воры, и берите.)
2. «Экспонаты выдаются без контроля» и т.д. Хочется сказать А. Владимирову: «Не пиши, о чем не знаешь, толку в чем не понимаешь». Моему мнению можно верить, так как я начала работать в музее с лета 1971 года, сначала –экскурсоводом, а потом – фондовиком, работала до пенсии. Я застала музейный двор, заваленный дровами, потом Поганкины палаты стали отапливаться электрическими батареями. Был произведен ремонт кровли и помещений Поганкиных палат. Все это было сделано стараниями директора А.Ф. Васильевой. В отремонтированных залах стали располагаться новые выставки: «Героическое прошлое Псковской земли», «Русское художественное серебро», «Выставка псковских икон», «Новые поступления». Выставка «Героическое прошлое Псковской земли» была значительно интереснее и понятнее посетителям, чем теперешняя невнятная историческая экспозиция, в которой представлено далеко не все героическое прошлое. Были приведены в порядок подвалы Поганкиных палат (оказалось, что это сизифов труд). А.А. Михеевой (зам. директора музея) удалось организовать для этой работы солдат. Тогда же были поставлены на сигнализацию все музейные объекты. А музейный двор с тех пор охраняется круглосуточно милицейским постом. Нелегко было А.Ф. Васильевой из краеведческого сделать музей-заповедник 1-й категории. Помог первый секретарь обкома партии Иван Степанович Густов. Благодаря этому повысилась зарплата сотрудников, увеличились штат работников и финансирование. В 70-е годы появилась реставрационная мастерская с молодым тогда специалистом Н.М. Ткачёвой.
Самое главное, что удалось добиться Антонине Фёдоровне, это окончание строительства административного здания музея. Семь лет стоял затопленный водой фундамент. Строили с 1972 по 1978 годы. Это строительство не оставлял без внимания И.С. Густов, внимание к трудностям музейной жизни с его стороны было всегда. В новое здание были переведены фонды музея, которые долгое время находились в памятнике XVII века – Солодёжне, которое не отапливалось: ни о каком температурно-влажностном режиме не могло быть и речи, испытывали неудобства (мягко сказано) и хранители. Вновь отстроенное здание позволило переместить сотрудников в хорошие кабинеты. Одновременно с переездом фондов шла их сверка по инструкциям Министерства культуры СССР. По результатам сверки фондов дирекция получила министерскую премию, она досталась и новому директору Матвееву Е.П. К его приходу в 1979 году с фондами был порядок. Было проверено на наличие все, до последнего фрагмента археологической керамики. Музей достиг высокого статуса. Однако на пост директора музея тогдашний секретарь обкома партии по пропаганде Ульянов Л.Н. поставил своего знакомого – Матвеева Е.П. Сотрудники музея очень удивились тому, что выставку прикладного искусства открывал маленький человек с громким голосом. Это был новый директор. Не ясно, за что сняли Васильеву А.Ф., а его назначили.
Новый директор не был джентльменом. Он всячески стал притеснять старых работников: А.Ф. Васильеву, А.А. Михееву, Е.И. Иванову, A.M. Соколову, очень невзлюбил заведующую выставочным залом Л.И. Тимофееву.

Наталия Михайловна Борисова


Системный кризис
Разброс мнений


Наталия Михайловна, мы тоже знаем, с чьих слов написаны статьи «Система ценностей». А точнее, на основе каких документов. Вы приводите цитаты. Видимо, Вы невнимательно читали все четыре статьи. Обратите внимание на кавычки. Статьи, в первую очередь, основаны на заключениях многочисленных высокопоставленных компетентных комиссий. Проверки музея, в частности, проводились по приказу руководителя Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия РФ по Северо-Западному федеральному округу. А если Вы хотите подробнее узнать, откуда взялась формулировка об «отсутствии контроля», то мы советуем Вам обратиться в другую федеральную службу – службу безопасности. Не уверены, что в ФСБ с радостью откликнутся на Ваш запрос, но имейте в виду: скандал возник после того, как была предпринята попытка вывоза за границу «грубых подделок» под Айвазовского и Нестерова. В конце концов, на выставку в Таллин пропустили 54 работы из 62. Пусть Ольга Васильева попробует опровергнуть этот факт. Или, может быть, это можете сделать Вы?
Наталия Михайловна, Вы приводите не самые эффектные цитаты. Там было еще и о «развале организационной структуры музея». Еще раз перечитайте и убедитесь, что «развал» – это не журналистская метафора, а заключение экспертов (п. 3.1 акта № 14). Алексей Владимиров не эксперт и слов таких не писал. Зато он вполне мог разобраться в фотографиях, иллюстрировавших деятельность музея. Это были не парадные фотографии. На них – разруха, заброшенные и исчезнувшие ценности, в том числе и знаменитое било Троицкого собора – свидетельство существования Псковской вечевой республики.
«В процессе гниения»
Встречался наш журналист и с теми, кто разбирал музейные подвалы в 1979-80 годах. Читал докладные записки декабря 1979 года. Таким образом, фразы о музейных ценностях вроде «слиплись в процессе гниения», «поражены грибком», «наполовину разложились от плесени» «некоторые фрагменты вдавлены в землю, растоптаны» придумал не автор «Системы ценностей». Все это написали Ваши коллеги – сотрудники музея – сразу после того, как со своей должности была снята Антонина Васильева. Попробуйте опровергнуть сообщения о том, как предпринимались попытки укрыть следы безобразного хранения музейных ценностей (с помощью самосвала, в который загрузили, в том числе, фрагменты фресок из храмов Довмонтова города).
Разброс предметов
В серии статей «Система ценностей» приводятся выписки из Книги поступления, датированные серединой шестидесятых годов, когда Антонина Васильева еще не была директором музея. И там же приведены описания января 1980 года, сделанные после снятия Антонины Васильевой с должности. То, что в 60-х годах принималось в хорошем состоянии, было «разбросано вперемежку с другими музейными предметами и мусором по всему подвалу». Это не фантазии журналиста, а документы тридцатилетней давности. К ним прилагались фотографии тех времен. Некоторые ценности утрачены безвозвратно. Часть были обнаружены после того, как на их отсутствие указали проверяющие. Попробуйте доказать обратное.
Наталия Михайловна, хорошо, что Вы не пишете, что это Алексей Владимиров на холстах Ге, Куинджи, Фалька, Шемякина и других писал фломастером 
«ПГОИАХМЗ». Замечательно, что Вы не утверждаете, будто это он хранил «произведения графики впритык с батареей центрального отопления» и «деформировал картины с помощью поролоновых прокладок». Лучше спросите Ольгу Васильеву, кто это делал. Теперь по поводу так называемой экспозиции в Доме Масон, мы напоминаем Вам: президентский фонд выделял деньги совсем не для этих целей. Там должно было быть Древлехранилище и ничто иное. Но мы этому не удивляемся, потому что знаем – какие чудеса происходили в музее прежде. Перечислять все слишком долго, но Вы, Наталия Михайловна, должны помнить, что произошло в нем в 1978-79 годах. В помещении, где хранились иконы, было проведено электрическое отопление. Иконы эвакуированы не были. Произошла резкая смена режима. Более 30 икон уже не излечить, они стали «хронически больными». 
Многие музейные ценности, брошенные в подвалах, просто не пережили 70-е годы XX века. Именно с разбора этих подвалов и начал свою деятельность пришедший на смену Антонины Васильевой Евгений Матвеев.
Кремлевский след
А вот о том, кто разобрал кровлю здания Фан-дер-Флита, лучше спросить у Анатолия Васильева (отца Ольги Васильевой и мужа Антонины Васильевой). Он до 2006 года возглавлял Гендирекцию «Псковреконструкции» и имел прямое отношение к ремонту памятника федерального значения. Ремонт этот был своеобразен и привел к тому, что музей залило во время ливня. Пострадали иконы, полихромная скульптура, живопись, графика… Можете поверить, журналисты «Городской газеты» кровлю не разбирали, наша газета создана в 2004 году. Хотите верьте – хотите нет. Почетного гражданина города Анатолия Васильева в 2006 году с должности руководителя Гендирекции «Псковреконструкции» все-таки сняли. Здание Фан-дер-Флита реконструировали изнутри. Хотя проблем достаточно до сих пор, потому что «строительные материалы и стены цокольного этажа были поражены микробами и нарушена гидроизоляция». Это слова не журналиста, а заключение экспертов Росохранкультуры. О том, как сейчас обстоит дело с вентиляцией в отреставрированных залах, и о том, на что ушли выделенные областной администрацией деньги, тоже лучше спросить у Ольги Васильевой или у Натальи Дубровской.
А что касается недостающих музейных ценностей, то с этими вопросами Вам, Наталия Михайловна, лучше обратиться прямо к нынешнему президенту России Дмитрию Медведеву. Не стесняйтесь, что уж там... Это он, Дмитрий Медведев, возглавлял комиссию (когда был вице-премьером), это он лично озвучивал цифры «исчезнувших» музейных ценностей. Все претензии к нему и к его экспертам, если Вы не хотите адресовать претензии тем, кто отвечает за хранение ценностей в Псковском музее-заповеднике.
Мы благодарим Вас, Наталия Михайловна, за то, что Вы вновь вернули нас к музейной тематике. В ближайшее время мы с Вашей подачи обязательно вернемся к обсуждению проблем. Их, к сожалению, до сих пор много. Нет, очень много. Достаточно сказать, в каких условиях продолжают находиться древние иконы. И это – после убийственных заключений многочисленных комиссий.
Мы уже не в первый раз сталкиваемся с тем, что сторонники Антонины Васильевой всю вину пытаются переложить на Евгения Матвеева, а некоторые следы своей сомнительной деятельности – просто скрыть. Мы уверены, что Евгений Матвеев сам может ответить своим оппонентам. Но обращаем Ваше внимание, Наталия Михайловна, что в последней фразе Вашего письма (которую мы не публикуем) Вы уже вторгаетесь в личную жизнь. Это напоминает старорежимную жалобу в партбюро. Выглядит это двусмысленно. Впредь мы советуем быть внимательнее в подборе своих аргументов. Иначе у тех людей, с которыми Вы вступаете в заочную полемику, может возникнуть непреодолимое желание обратиться в суд.

С уважением, редакция «Городской газеты для жителей Пскова»

Городская газета, № 28 (208)