Собрание кредиторов проголосовало за ведение внешнего управления на Каменногорской фабрики офсетных бумаг

Однако Северо-Западный банк и «Альянс-лизинг» не скрывают своего желания признать фабрику банкротом.

 

«Крепость» на Вуоксе

 

В прошлый четверг определилось будущее Каменногорской фабрики офсетных бумаг. Состоявшееся 23 октября на КФОБ собрание кредиторов подавляющим большинством голосов (около 98 процентов) проголосовало за введение на фабрике внешнего управления.

На следующий день, 24 октября, временный управляющий предприятия Константин Дудоладов обратился с соответствующим ходатайством в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Единая позиция кредиторов (за исключением некоторых) радует. Принятое ими решение означает, что ведущее в России производство по выпуску общих тетрадей европейского качества не будет объявлено банкротом и распродано. Подобный вариант развития событий на «офсетке» был бы крайне не выгоден и городу, ведь КФОБ является градообразующим предприятием, а четыре десятка городских домов отапливаются и получают горячую воду от фабричной котельной, которая весной этого года была переведена с мазута на газ.

«Газовые» надежды

Тогда, рассуждая о перспективах фабрики в связи с переходом на голубое топливо, генеральный директор ЗАО «КФОБ» Анатолий Ильин не скрывал своих радужных ожиданий. Анатолий Георгиевич не сомневался, что работа на газе, как более дешевом в сравнении с мазутом, виде топлива, позволит предприятию снизить себестоимость продукции, повысить производительность труда, увеличить объемы производства.

Зам. генерального директора «Северо-Западной Лесопромышленной компании» Юрий Мурашко видел в использовании газа и экологическую привлекательность, которая, в свою очередь, могла повлечь за собой финансовую выгоду. Так как КФОБ после отказа от использования мазута резко сократила выброс в атмосферу парниковых газов, то предприятие соответствовало параметрам Киотского протокола, и при посредничестве одной из экспертных международных фирм было готово выйти на мировой рынок торговли квотами на выброс СО2. Ожидалось, что работа на рынке принесет около полутора миллионов евро, которые могли бы пойти на развитие производства по выпуску бумажно-беловых изделий, модернизацию бумагоделательных машин или, например, на строительство станции доочистки сточных вод.

Перемена планов

Тогда, в феврале текущего года, никто и подумать не мог, что пройдет пара месяцев, и придется думать не о перспективах развития фабрики, а о том, как выжить предприятию. Ситуация в холдинге СЗЛК и входящих в него Каменногорской фабрике офсетных бумаг и Неманского ЦБК (Калининградская область) резко изменилась, превратившись из стабильной и обнадеживающей в критическую, и вот почему.

Для реализации масштабных планов дальнейшего развития предприятия руководство СЗЛК активно прибегало к заемным средствам, в том числе брало кредиты в Северо-Западном банке Сбербанка России. На эти деньги в рамках крупнейшего в России проекта реконструкции и модернизации целлюлозно-бумажной промышленности на КФОБ был построен завод по переработке макулатуры в печатные виды бумаг, открыто тетрадное производство, отвечающее всем современным требованиям, реконструированы бумагоделательные машины (БДМ). О переводе промышленной котельной «каменногорки» на газ уже говорилось.

Беда в холдинг пришла в конце апреля, когда Северо-Западный банк Сбербанка России совершенно неожиданно потребовал возврата всех кредитов и процентов по ним в течение двух суток. Хотя до того предусматривалось, что СЗЛК рассчитается с долгами до 2010 года. При всем желании за 48 часов вернуть деньги банку СЗЛК не мог, тем более, что все свободные средства были вложены в продолжение реконструкции Неманского ЦБК. В столь экстремальной ситуации руководство компании было вынуждено выступить с инициативой введения процедуры наблюдения и в самой Управляющей компании, и на предприятиях холдинга, в том числе, на КФОБ.

Что было далее, «ВВ» подробно сообщали. Аресты денежных средств, предназначенных также и на выплату зарплаты, остановка и требование демонтажа основного оборудования – все это «каменногорка» пережила в полном объеме. По инициативе действующей в содружестве с Северо-Западным банком Сбербанка России лизинговой компании «Альянс-лизинг» на фабрике остановили единственную в нашей стране линию по переработке макулатуры «Кадант». Пришлось остановить и две БДМ, а также свернуть работу цеха по производству бумаги. В настоящее время на «офсетке» работает только цех по выпуску бумажно-беловых изделий за счет сырья, поставляемого из Немана. Из 360 работников КФОБ под сокращение попали 220.

Кредиторы голосовали за разум

«ВВ» сообщали, что судьбой КФОБ искренне обеспокоились в Правительстве Ленинградской области. Председатель Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Михаил Дедов обещал посредничество (не было твердой уверенности в том, что кредиторы проголосуют за внешнее управление, а не за конкурсное производство, открывающее путь к банкротству), и слово свое сдержал. Не случайно за внешнее управление на КФОБ высказалось 98 процентов кредиторов, в то время, как на Неманском ЦБК, хоть и ввели то же внешнее управление, но голоса распределились не столь однозначно: 80 процентов против 20.

Единодушие кредиторов вполне объяснимо: какой смысл банкротить фабрику? Остановка производства не поможет вернуть долги, а если даже демонтировать оборудование, то после простоя его можно сбыть только на металлолом. В то же время восстановление деятельности «офсетки» позволит за счет прибыли рассчитаться с долгами (они сейчас составляют у КФОБ более 5 миллиардов рублей) в полном объеме. Платежеспособность КФОБ может быть восстановлена за полтора года. Так что кредиторы приняли, пожалуй, единственно верное решение.

Однако радоваться рано. Северо-Западный банк и «Альянс-лизинг» не скрывают своего желания признать фабрику банкротом. В разговоре с корр. «ВВ» зам. директора СЗЛК Юрий Мурашко сделал предположение о «банковском рейдерстве», иначе говоря, действиях определенных кредиторов в интересах иных лиц. «Голосование в очередной раз дезавуировало все заявления Сбербанка о том, что он не желает банкротства СЗЛК и входящих в него предприятий», – резюмировал Юрий Михайлович.

Заседание Арбитражного суда по КФОБ состоится 6 ноября. Безусловно, в этот день суд не примет решения. И невозможно предсказать, когда процесс завершится. Это видно хотя бы по примеру Неманского ЦБК, где кредиторы 2 сентября проголосовали за введение внешнего управления, но конца суду не видно, заседания постоянно откладываются. «Чем дольше идет суд, тем хуже предприятиям. Поставщики сырья требуют предоплату, покупатели, наоборот, настаивают на отсрочках платежей. Так как ситуация на предприятии неопределенная, одни боятся не получить денег, вторые – продукцию. Понять можно и тех, и других. Однако работа на таких условиях сказывается на финансовом состоянии, задерживается возврат оборотных средств. Возможно, Сбербанк и «Альянс-лизинг» нарочно затягивают принятие решения о введении внешнего управления, надеясь, что предприятия холдинга полностью остановятся. Знаете, как в старину осаждали крепость, но не атаковали ее, дожидаясь, когда у осажденных закончатся припасы воды и еды, и те сами выкинут белый флаг?» – полагает г-н Мурашко.

 

Сергей Карсаков


© «Выборгские Ведомости ВВ», № 85