Без вести пропавшие

Сергей Колесов и Александр Ашмарин – практически ровесники. Оба родились в Ленинграде и выросли в Калининском районе. И когда настало время, из дверей райвоенкомата на ул. Ватутина отправились сначала в туркестанскую учебку, а потом на войну.

Рядовой Колесов попал служить в 682-й мотострелковый полк 108-й дивизии, который наспех сформировали весной 1984 года. В Афганистане шли активные боевые действия, но ввести дополнительные силы на его территорию Кремль не решился. И поэтому было решено вывести из воюющей страны один из советских танковых полков, на базе подразделения создать полк мотострелковый и отправить обратно, в Панджшер. Через считанные недели новая боевая единица, по численности в два раза с лишним превышающая прежнюю, была брошена в бой. Большинство солдат пришли в полк необстрелянными, из учебки.

Уже 30 апреля 682-й мсп понес огромные потери в Панджшерском ущелье. Высокое начальство приказало 1-му батальону, без выставления боковых дозоров и поддержки вертолетов, выдвинуться на прочесывание местности. Его расстреляли сверху, с высотки. Батальон потерял убитыми более 60 человек. Это были самые большие потери, которые 40-я армия понесла в одном бою.

Сергею Колесову посчастливилось избежать той мясорубки. Его роту блокировали чуть поодаль, а спустя три с половиной месяца она обеспечивала безопасность прохождения колонн в Панджшерском ущелье. Столкнувшись с крупным отрядом душманов, подразделение приняло бой. Разведдозор из четырех солдат, в числе которых был и Сергей Колесов, прикрывал роту от возможной атаки снизу, по склону горы. Из боя группа не вышла. Когда подошли основные силы батальона, удалось добраться до места, где отбивался от нападавших разведдозор. Сергея Колесова среди погибших не обнаружили. На месте боя остался его вещмешок и фляга. Солдата занесли в список пропавших без вести, что по тем временам означало – захватили в плен или добровольно сдался душманам.

В течение долгих лет родные Сергея Колесова ничего не знали о его судьбе. Не слишком баловала их своим вниманием и Родина, поспешившая записать солдата в дезертиры. Семьям погибших воинов полагаются пособия и льготы, фотографии «цинковых мальчиков» заносятся в книги памяти. К тем, у кого сын пропал без вести – совсем другое отношение…

Некоторое время назад в Афганистан отправилась поисковая экспедиция Комитета по делам воинов-интернационалистов СНГ. Ее участникам удалось встретиться с бывшим моджахедом, который участвовал в бою с разведдозором. Афганец рассказал, что душманы смогли подобраться к группе на близкое расстояние и расстрелять четверых советских солдат, при этом один из них скатился вниз по склону. У умирающего Сергея Колесова духи изъяли талон к водительскому удостоверению и записную книжку, а тело запихнули в расщелину и закидали камнями.

Члены экспедиции раскопали останки солдата, а потом организовали экспертизу опознания, взяв ДНК у родственников Сергея Колесова. Затем было выписано свидетельство о смерти, где указано, что он погиб 20 августа 1984 года при исполнении воинских обязанностей.

21 февраля 2012 года на Серафимовском мемориальном кладбище прошли похороны солдата 682-го мотострелкового полка. Его провожали в последний путь около ста человек, в основном – ветераны боевых действий. Прах Сергея Колесова увековечен недалеко от памятника воинам, погибшим в Афганистане, под гранитными плитами которого лежат такие же рядовые той войны.

Теперь, по словам депутата петербургского ЗакСа Игоря Высоцкого, совет регионального отделения ВООВ «Боевое братство» принял решение ходатайствовать о награждении Сергея Колесова орденом Мужества (посмертно). Ведь нет уже ни страны, под знаменем которой он отправился воевать в Афганистан, ни ордена Красной звезды, которым удостаивали военнослужащих в подобных случаях. Ветераны боевых действий готовы взять шефство над родственниками погибшего солдата, его родители не дожили до сыновних похорон.

Летопись 682-го мотострелкового полка ведет сегодня участник тех событий Николай Князев. В городе проживают 33 ветерана войны в Афганистане, служивших в этом подразделении. Еще шесть человек лежат в петербургской земле. Несмотря на будний день, однополчане постарались проводить Сергея Колесова в последний путь. На церемонию прощания, как говорят организаторы, обещали приехать губернатор Георгий Полтавченко и его заместитель Игорь Дивинский. Обещали, но не смогли…

 

Из дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (ст. 32):

«…семьи имеют право на получение информации о судьбе пропавших без вести родственников; стороны, участвующие в вооруженном конфликте, должны организовывать розыск лиц, информацию о которых предоставляет противная сторона, поддерживать деятельность организаций, которые занимаются решением этих проблем и обмениваться информацией о точном местонахождении захоронений погибших и описаниями погребенных в них тел...»

Валерий Скоблов, генерал-майор, командир 108-й мсд (июнь – октябрь, 1984 г.):

– Были десятки случаев перехода наших солдат и офицеров на сторону душманов. И сейчас некоторые из них живут на территории Афганистана, приняли ислам, женились. Другие возвращаются из плена – кто из Пакистана, кто из США. Но есть военнослужащие, которые исчезли. Хотя для того чтобы выяснить, стали они перебежчиками или погибли при исполнении воинских обязанностей, достаточно по международным каналам сформировать список тех, кто остался жить за рубежом, и изучить архивы 40-й армии. Там изложены обстоятельства гибели или исчезновения каждого человека и место, где это произошло. Просто нужно кому-то этим серьезно заняться…

Александр Новокрещёнов, участник боя 30 апреля 1984 года:
– Это великое дело, что Сергей Колесов нашелся и предан русской земле, а не остался там, в камнях забытый… Ведь фактически 28 лет прошло, как он пропал. Сегодняшнее событие – заслуга многих людей: и тех ребят с Украины, которые снимали фильм про Панджшер, и команды Руслана Аушева из Комитета по делам воинов-интернационалистов СНГ. Большое спасибо им всем. А вот занимается ли подобной работой государство – судите сами. Я не очень хорошо помню Сергея Колесова, хотя служили в одном батальоне. Все мы тогда одинаковые были – стриженные и молодые. И он был, как все, нормальный парень, который не старался увильнуть от выполнения боевого задания.


А младший сержант Александр Ашмарин погиб в мае 1984 года во время боя с душманами. За год службы в Афганистане он был награжден медалью «За боевые заслуги», что по тем временам считалось событием – чаще солдатам просто вручали грамоты. Он рос безотцовщиной – тот рано ушел из жизни – взяв на себя заботу о двух маленьких сестренках и маме. Несмотря на это, призывника Ашмарина отправили на войну…

Вскоре после того, как в их дом принесли похоронку и орден Красной звезды, мама стала инвалидом, а потом умерла. Сам Александр Ашмарин лежит на кладбище «Памяти жертв 9-го января», прямо под вантовым мостом, у железной дороги – между Невским и Фрунзенским районами. Впрочем, где точно находится прах младшего сержанта, сейчас сказать сложно. Прошлой зимой нам не удалось найти ни памятник, ни саму могилу. Лишь ничем не огороженный кусок земли, не исключено, что подготовленный под следующее захоронение.

Несколько лет назад ветераны из общественной организации «Совет инвалидов воинов-интернационалистов», выясняя, в каком состоянии находятся могилы погибших «афганцев», наткнулись на полуразрушенное захоронение Александра Ашмарина на участке №49. Председатель организации Андрей Окунев первым делом отправился в Калининский райвоенкомат, где начальник призывного ведомства полковник Кукулиди доступно объяснил, что могила младшего сержанта никакого отношения к российской армии не имеет, и, соответственно, ремонтировать её Вооруженные силы не намерены. Если бы Ашмарин был офицером, то другое дело. А забота о солдатах – это прерогатива гражданских властей.

Однако последующие попытки обращений к властям гражданским тоже остались без ответа. В отличие от военных чиновников, их коллеги в цивильных костюмах не имеют права тратить бюджетные деньги на содержание надмогильных памятников. Тем более что призывался Александр Ашмарин из Калининского района, а похоронен совсем в другом месте.

Чтобы могила совсем не превратилась в бесхозный клочок земли, ветераны войны в Афганистане самостоятельно приобрели машину песка, подсыпали захоронение младшего сержанта, постарались привести его хоть в какой-то вид. Зато Калининский райвоенкомат, направив письмо, требовательно предложил им позаботиться о заброшенной могиле боевого товарища и взять уход за его местом упокоения на контроль, так как памятник требует ремонта.

Полковник Кукулиди уже поменял место работы, а позиция призывного ведомства осталась прежней. Ещё немного, и могила погибшего в бою младшего сержанта Александра Ашмарина станет без вести пропавшей...

 

Из Приложения 2 к приказу № 15 Комитета по потребительскому рынку от 06 апреля 2000 г., Санкт-Петербург:

«В случае бесхозяйственного содержания надмогильных сооружений и могил длительное время… комиссия в составе представителей специализированной службы по вопросам похоронного дела, кладбища и санэпидстанции составляет акт.... По истечении года, в случае, если ответственным лицом могила не приведена в порядок, комиссия принимает решение о возможности использования данного места для захоронения на общих основаниях… За разрушение надгробия, происшедшего от времени, администрация кладбища ответственности не несет, содержание надгробия в надлежащем порядке входит в обязанность лица, производившего захоронение»

    Кирилл Метелев, "Наша Версия на Неве", №08 (216), от 27.02.-03.03.2012