Ога-вице!

Уже на наступающей неделе правительство Санкт-Петербурга грозит «прирасти» очередным сановником регионального масштаба. Им, по всей видимости, станет Марат Оганесян, успевший оставить не лучший след в веках – с именем этого человека связано постыдное строительство второй сцены Мариинского театра.

 

Довольно неожиданно высказался о том, что останется после Оганесяна депутат ЗакСа Виталий Милонов, которого никак нельзя обвинить в приверженности оппозиционным идеям: «Сейчас понятно, что практически ничего сделать нельзя и никто не будет разбирать этот дом. Самое простое – это использовать способ гражданина Шарикова: взять и поделить, разобрать, разрушить. Тем не менее надо из этой ситуации выходить осторожно и, возможно, этого монстра как-то опетербуржить. То есть неплохо было бы объявить конкурс на какие-то возможные решения, которые сделают это произведение современной канадской архитектуры похожим на хоть какое-то искусство».

 

Страшно подумать, во что может превратиться уже изрядно разрушенная Северная столица, если в Смольном главным по строительству станет человек, по сути никогда не бравший особых высот в строительной отрасли – должность федерального чиновника в зачет не идет. В качестве руководителя ФГБУ «Северо-западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» и заместителя директора ФГБУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Минкультуры РФ Марат Оганесян успел отметиться на масштабных ремонтах Большого театра, БДТ им.Товстоногова, петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, и нельзя сказать, что эта деятельность осуществлялась столь скрупулезно, что не вызывала повышенного внимания надзорных и контролирующих органов. Отдельный разговор – о многострадальной второй сцене Мариинского театра.

Рафинированный интеллигент, историк и краевед Лев Лурье был весьма сдержан в оценках, но все же заметил, что «всему городу показали какой-то торговый центр», и «в Купчино это строение бы даже неплохо смотрелось».

 

Что касается деловых качеств возможного претендента в вице-губернаторы, то вопрос, почему вместо первоначальных 3,8 млрд рублей, которые требовались на строительство второй сцены, объект обошелся почти в шесть раз больше, пока повис в воздухе. Например, архитекторы считают, что 22 млрд рублей, «освоенных» здесь, слишком много для такого «убогого здания». Заметим, что год назад Счетная палата РФ выявила финансовые нарушения при строительстве второй сцены на сумму 290 млн рублей. Конечно, было бы неверно утверждать, что в транжирстве государственных денег виноват только Оганесян – возведение «театрально-торгового центра» началось задолго до того, как Марат Мелсович сел в кресло директора ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству,реконструкции и реставрации». Однако аудиторы вынесли нелицеприятный вердикт именно в то время, когда он вовсю управлял процессом.

Достаточно вспомнить, что строители, ремонтирующие Большой театр, также постоянно сетовали на нехватку денег. Тот же Марат Оганесян в середине 2010 года (к тому времени стройка уже шла пять лет) вдруг заявил – несмотря на то, что первоначально стоимость всех работ оценивалась в 15 млрд рублей, надо бы добавить еще 9 млрд. Этакая поправка на ветер!

Кстати, на завершающем этапе реконструкции главного театра России контрольный пакет акций генподрядчика был выкуплен инвестиционной группой «Сумма Капитал». Двоюродный брат ее владельца Зиявудина Магомедова – Ахмед Билалов, недавно был с треском выставлен в ходе инспекции Президента Владимира Путина в Сочи с постов вице-президента Олимпийского комитета России и председателя совета директоров «Курортов Северного Кавказа». Как говорится, скажи мне, кто твой друг...

Ожидают ли Санкт-Петербург строительные скандалы с чудовищными растратами денежных средств наподобие тех, которые сейчас происходят в Сочи? Вспомним, что прежде федеральные чиновники никогда не курировали строительную сферу в городе на Неве. А на фоне болезненных вопросов с сохранением исторического центра, реновацией хрущевок, возведением объектов социальной инфраструктуры, определением границ зоны зеленых насаждений и многого другого, подходы федерального уровня оказываются не всегда уместными. Достаточно того, что уже успел безвозвратно утратить Санкт-Петербург за последнее десятилетие.

 

Можно понять надежды, которые возлагают представители крупных строительных компаний на появление профильного вице- губернатора. В Северной столице уже полтора года фактически отсутствует градостроительная политика, и участники рынка вынуждены действовать в условиях неопределенности. Однако появятся ли внятные правила игры, если чиновное кресло в Смольном займет человек, который пока ассоциируется с федеральными долгостроями культурной направленности и последовательным освоением гигантских денежных сумм.

 

Губернатор Георгий Поставченко, комментируя появление «театрально-торгового центра», произнес буквально следующее: «Мне вообще не нравится обилие стекла и бетона. Будь моя воля, снес бы все торчащие у нас здания из стекла и бетона в центре города. Проект мне не нравился еще тогда, когда я был в Москве. Критиковать нужно было раньше. Но нельзя допускать подобного в дальнейшем. Наша задача, чтобы такое больше не повторялось».

Так и хочется сказать: Георгий Сергеевич, любезный! Глядишь и не повторится, если рядом с градоначальником не примостится ненароком экс-федерал Ога-вице. Да и миллиарды петербургские –целее будут…

 

Игорь Тимофеев, «Конкретно.ру», фото БН.ру – бывший куратор петербургских строителей Игорь Метельский и его возможный преемник Марат Оганесян оценивают ход строительства второй сцены Мариинского театра