Мария Баронова как главный пиарщик премии ФСБ?

В последний день весны информационные агентства наперебой цитировали новость от известной общественной активистки Марии Бароновой. «Я, как координатор правозащитного проекта движения Открытая Россия решила номинировать акцию Павленского «Угроза» на премию ФСБ», – написала Мария на своей странице в социальной сети.

О том, насколько реальна для находящегося в под стражей одиозного петербургского художника-акциониста Петра Павленского перспектива стать лауреатом премии ФСБ, «Конкретно.ру» беседует с отставным старшим офицером российских спецслужб. В настоящее время чекист трудится в одной из региональных консалтинговых структур.

В соответствии с желанием нашего собеседника, мы назовём его просто Олег Вадимович.

– Давайте с самого начала: какие у Петра Павленского шансы получить эту премию?

– Я убеждён, что нулевые. Причем причина здесь вполне логичная и объяснимая: условия выдвижения на премию опубликованы, и в них содержится исчерпывающий список номинаций. Такое направление искусства как «акция», что бы под ним ни понималось, туда не входит. То есть, не вдаваясь в то, имеет ли содеянное господином Павленским некую художественную ценность, оно в любом случае претендовать на премию не может.

– Зачем тогда появилась вся эта история с выдвижением?

– Судя по всему, Мария Баронова явно симпатизирует акционисту и решила таким экстравагантным способом привлечь внимание аудитории к его уголовному делу.

Не уверен, что сделать это ей удалось. Полагаю, что подавляющее большинство людей, которые сегодня прочитали неоднозначную новость, и без того прекрасно знали, кто такой Пётр Павленский, и почему именно сейчас он находится за решёткой. Но на всякий случай напомню – ночью 9 ноября прошлого года он облил бензином входную дверь Лубянки, поджёг и встал перед горящим объектом с канистрой в руках. В течение 30 секунд Павленский был задержан, ему вменена ст. 243 УК РФ – вопреждение объектов культурного наследия.

Сам он представляет этот поджог, как борьбу с угрозой неизбежной расправы, придавая акции политический подтекст. Согласитесь, было бы странно премировать человека за то, что он попытался повредить ваш дом.

Кроме того, я уверен, что значительная доля аудитории раньше не слышала о премии ФСБ. Парадоксально, но госпожа Баронова, являясь достаточно цитируемым спикером, фактически прорекламировала инициативу органов государственной безопасности – отмечать людей искусства за создание на высоком художественном уровне образа сотрудников российских спецслужб.

В принципе, чекистам стоит её поблагодарить – благодаря понятной скандальности, новость разошлась очень хорошо. Информация о премии могла попасть на глаза молодым перспективным авторам, придерживающимся более традиционных взглядов на искусство, чем Пётр Павленский. Соответственно, кто-то из этих людей, которые в противном случае и не узнали бы о конкурсе, вполне сможет в будущем победить в нём.

– Может быть всё ещё серьезнее? Предположим, чекисты реализуют в своих интересах такую комбинацию: Марию Баронову специально внедряют в ряды российской оппозиции, а одно из выполняемых ею заданий как раз и связано с привлечением пресловутого «креативного класса» «под знамена» ФСБ?

– Тогда, исходя из этой же логики, господин Павленский был использован хитроумными чекистами для того, чтобы внепланово заменить старые двери в здании на Лубянке на новые.

– Ну вот, теперь и мы знаем, что в этом знаковым для страны здании – двери-то старые… Хорошо, с возможной мотивацией девушки-блондинки, вроде, разобрались. А что заставило так безудержно тиражировать новость российские СМИ, среди которых есть и такие, которых весьма сложно заподозрить в излишних симпатиях к чекистам и желании помочь им?

– Вы уж извините, но мне кажется, что то же самое: неумение как следует просчитать последствия своих действий. К огромному сожалению, это вообще типично для российской медиасферы, работники которой не привыкли разбираться в том, о чём пишут.

Помните, несколько лет назад журналисты наперебой писали о каких-то волшебных кубках с подсветкой, которые, дескать, ФСБшники закупают, чтобы награждать друг друга? Тогда тоже быстро выяснилось, что речь идёт о наградах к премии ФСБ России, то есть вручать их должны были никак не чекистам, а представителям творческого цеха. Для того чтобы разобраться в ситуации, нужно было потратить буквально пару минут, однако подавляющее большинство представителей медиаотрасли предпочти просто скопировать новость у соседей, не вникая в нее. Уверен, кстати, что та история тоже немало способствовала публичной «раскрутке» премии.

– Давайте начистоту. А пресловутая премия – она вообще нужна? Или чекистам иногда необходимо представать перед интеллигенцией в образах светлых рыцарей?

– У авторов, позиционирующих себя в качестве либералов, мне неоднократно встречалось негодование относительно «заигрывания чекистов с культурой». Лично мне подобная позиция кажется, по меньшей мере, предвзятой: в нашей стране создано немало прекрасных произведений, посвящённых работе сотрудников госбезопасности, которые известны и почитаются далеко за пределами профессионального сообщества спецслужб. «Семнадцать мгновений весны», тетралогия о Резиденте, «Щит и меч», «Государственная граница» – уверен, что эти и другие фильмы и книги помогли очень и очень многим нашим согражданам лучше разобраться в себе, выбрать свой путь в жизни, наглядно показать своим детям, чем добро отличается от зла.

Мне кажется, что любой труд, посвящённый людям, их благополучию и безопасности, более чем заслуживает того, чтобы быть увековеченным. И вовсе необязательно, чтобы посмотрев тот или иной фильм или прочитав книгу, молодой человек поспешил бы устраиваться в «контору», точно так же, как мы не ждём, например, бегства на лесоповал от того, кому нравятся «Девчата».

– На ваш взгляд, каких вообще авторов может привлекать тема работы спецслужб?

– Как я думаю, необходимым и достаточным условием для любого автора является исключительно наличие таланта. Не существует каких-то специальных «чекистских» художников или артистов. Просто кому-то эта тема может показаться ближе, понятнее, интереснее.

При этом другие их профессиональные интересы могут быть совершенно разными. Для примера отмечу, что лауреатом премии ФСБ является создатель замечательного памятника «Спецназу России» петербургский скульптор Вячеслав Бухаев, автор, помимо множества прочих работ, открытого в октябре прошлого года памятника Борису Немцову.

– Есть ли аналоги премии за рубежом? Например, в ЦРУ или Моссаде?

– Возможно, но мне о них ничего неизвестно. Хотя сотрудники спецслужб за рубежом являются постоянными героями массовой культуры, и это совершенно спокойно воспринимается тамошней общественностью. Те же самые «Секретные материалы» – это, в первую очередь, рассказ о работе оперативников ФБР, хотя и поданный, безусловно, в весьма оригинальном ключе.

– Как вы считаете, не спровоцирует ли шумиха, которая поднимается сейчас вокруг инициативы Марии Бароновой, какие-нибудь буйные головы на новые подвиги «а-ля Павленский»?

– Сложный вопрос. В любом обществе есть люди, чье понимание о допустимом существенно отличается от норм, принятых большинством. В каких-то случаях их попытки самореализации кажутся просто занятными курьёзами, в каких-то – вступает в противоречие не только с моралью, но и с Законом. Уверен, что тот, кто решит последовать по проторенной Петром Павленским дорожке, прекрасно справится с этим без каких-то дополнительных побудительных факторов.

Только при этом не стоит сбрасывать со счетов, что подражателю вряд ли удастся «прославиться» так же, как и «первопроходцу». А вот всяческие побочные последствия он соберёт в полном объёме.

Видимо, пройдёт несколько дней, и об инициативе Бароновой позабудут. Основная повестка дня сейчас связана с грядущими выборами, и новостные поводы в обозримой перспективе будут касаться именно этой проблематики. В любом случае, уверен, что текущий всплеск интереса к премии ФСБ, инспирированный этой барышней, не останется без положительных последствий в виде новых перспективных номинантов. Возможно, что о ком-то из них мы сможем узнать уже в конце года, когда конкурсная комиссия подведёт итоги.

 

          Беседовал Игорь Громов, «Конкретно.ру», фото – так предпочитает показывать себя Мария Баронова на своей странице в соцсети Facebook