Непреступная 38-я…

Восемь месяцев проверок по фактам нарушений, о которых известно любому сотруднику 38-й поликлиники Центрального района Петербурга, завершились с нулевым результатом. Районный следственный отдел управления СК отказался возбуждать уголовное дело. Следователи искали и не нашли преступлений, а итогом стал лишь 150-тысячный административный штраф, и то выписанный судом со второй попытки.


Хлебное место

В июле прошлого года история о том, что сейчас творится в некогда передовой для всего Советского Союза поликлинике № 38, впервые была предана огласке. В «Нашей Версии на Неве» вышла статья «Рвачи от медицины». Из рассказов бывших сотрудников, а также на основании некоторых документов следовало, что данное медицинское учреждение, похоже, превратилось в кормушку для должностных лиц.

Судя по всему, деньги здесь делались буквально на всём: это и многомиллионные госконтракты с карманными фирмами якобы на ремонт или поставку ненужного оборудования, и сомнительные договоры на работу медпунктов на территории режимных предприятий, и подтасовки с диспансеризацией, и оказание платных услуг в ущерб бесплатной медпомощи, и даже банальная экономия на зарплатах сотрудников.

Всё происходило с молчаливого одобрения, а часто и при непосредственном участии, бывшей главы Центрального района Марии Щербаковой, которая ныне подалась в городские депутаты, а также занимающего уже более 10 лет пост начальника районного отдела здравоохранения Сергея Беженара. Последний, кстати, является одним из соучредителей еврейского благотворительного центра «Забота-хэсэд Авраам».

Конкретные сведения о нарушениях содержались в материалах проверок экономической полиции главка МВД, которые неоднократно передавались в следственный отдел по Центральному району управления Следственного комитета Петербурга. Следком держал материалы все мыслимые сроки, а затем возвращал их в экономическую полицию в связи с неполнотой проверки. Можно предположить, что силовики не спешили с этим делом ещё и во избежание подозрений в каком-либо политическом заказе в предвыборный период Щербаковой.

Здесь же отметим, что работники поликлиники в последние два года жаловались на незаконные увольнения, неполную оплату труда, отсутствие нормальных условий для работы, а также на то, что руководство заставляло заниматься подделкой карточек диспансеризации. Жалобы направлялись в комитет по здравоохранению, городскую и районную прокуратуру, городское управление Следственного комитета. Однажды сотрудники даже позвонили на горячую линию с президентом Владимиром Путиным, где их записывали минут 40, но в эфир так и не пустили. В итоге все жалобы и обращения всегда спускались в администрацию района, где на них отвечали отписками.

Долетело до Москвы

Вскоре после выхода прошлогодней июльской статьи Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в Москве поручил провести соответствующую проверку по изложенным в публикации фактам петербургскому Территориальному фонду ОМС совместно с Территориальным органом Росздравнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Уже в середине августа вышел приказ руководителя регионального Росздравнадзора о проведении внеплановой выездной проверки по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан при осуществлении медицинской деятельности, соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья, диспансеризации определённых групп населения, правил в сфере обращения медицинских изделий в 38-й поликлинике. Городская прокуратура 23 августа дала согласие на проведение проверочных мероприятий.

Проверка продолжалась до 15 сентября 2016 года. Росздравнадзор изъял произвольно 36 медицинских карт и сравнил записи об оказанных пациентам в августе медицинских услугах с информацией, предоставленной в страховые компании. Нарушения были выявлены в 25 картах. У некоторых пациентов было обнаружено отсутствие более одного вида обследований.

Кроме того выявилось, что у занимавшего на тот момент должность главного врача поликлиники Андрея Глазырина отсутствовал сертификат специалиста, документ о прохождении каждые пять лет повышения квалификации, а также необходимого для его должности дополнительного профессионального образования по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Административное дело

В отношении СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №38» по итогам проверки был составлен протокол по части 3 статьи 19.20 КоАП (Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией). Санкция статьи предусматривает приостановку деятельности медучреждения на срок до трёх месяцев.

Первоначальное рассмотрение протокола в Смольнинском районном суде было прекращено по формальным основаниям, однако такое решение слуг Фемиды было обжаловано, и 8 декабря апелляционная инстанция Санкт-Петербургского городского суда вернула дело на повторное рассмотрение.

Надо отдать должное судье Смольнинского райсуда Светлане Резниковой. Например, она не вняла сумбурным объяснениям представителя поликлиники Ирины Бурмистровой, которая, пытаясь оправдать отсутствие некоторых исследований в карточках пациентов, зачем-то стала пояснять суду, что следует различать диспансеризацию и диспансерное наблюдение.

Как следует из вынесенного постановления, юрист Бурмистрова утверждала, что гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом, либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объём диспансеризации, поэтому непрохождение гражданами некоторых исследований по собственной инициативе не может квалифицироваться как грубое нарушение лицензионных требований. Так Бурмистрова доказывала, что, например, некоторые пациентки якобы отказываются сообщать врачам объём своей талии, и поэтому, дескать, в карточках отсутствует такой показатель как индекс массы тела.

Однако, что бы ни утверждала представитель 38-й поликлиники, из исследованных судом медкарт не усматривается, что от пациентов поступал отказ от диспансеризации или от отдельных видов медицинских вмешательств. В то же время поликлиника представляла такую неполную диспансеризацию как оконченную, устанавливая группу состояния здоровья таких по факту недообследованных пациентов.

Показательна также попытка Бурмистровой оправдать главврача Глазырина в отсутствии необходимой для его должности квалификации. Юриста поясняла суду, что Глазырина на эту должность назначала тогдашняя и.о. главы Центрального района Щербакова своим приказом от 6 июля 2016 года, а потому поликлиника как юридическое лицо не может нести ответственность за действия другого юридического лица – районной администрации, в части соблюдения приказов Минздрава. Увы, с депутата Щербаковой за незаконное назначение главврача уже не спросишь…

«Саентолог» в белом халате

Кстати, Андрей Глазырин, судя по рассказам сотрудников 38-й, является довольно экзотическим типом. Говорят, он всегда при себе носил восьмиконечный «саентологический крест», а в кабинете у главврача лежала «саентологическая библия», на которую он клал руки сотрудников, которых хотел «благословить» на какое-нибудь дело. Собрания сотрудников Глазырин непременно заканчивал многозначительной цитатой из некоего календарика, который также всегда держал при себе.

В интернете про этого доктора написано, что он проходил практику в мировой ассоциации «Christian Medical & Dental Society» в США и имеет учёную степень магистра теологических наук. От его курсов лекций о «секретах профессионального менеджмента в стоматологии» и «неопровержимых законах лидерства» и вправду сильно несёт духом саентологии.

После прихода на должность Глазырин пригласил нескольких сотрудниц из провинции. Причём назначения он произвёл без согласования с комитетом по здравоохранению, который в сентябре в связи с экономией бюджетных средств потребовал получать особое разрешение для приёма на работу во все медицинские учреждения города. «Кукушки неимоверные, – говорили про этих тётенек сотрудники поликлиники, – когда сюда ехали, то были уверены, что им тут же предоставят квартиры». Выяснилось, что прибывшие познакомились с Глазыриным на его лекциях по «менеджменту в стоматологии», где почему-то говорилось «про Вселенную, про посыл и мироздание».

Злые языки из числа медработников и жителей района поговаривают, что главврач «заплатил за вход» в 38-ю поликлинику круглую сумму, но деньги так и не смог отбить, потому что новый глава района Андрей Хлутков зарубил все «левые» госконтракты. Под конец работы на должности у Глазырина развилась страшная паранойя. Рассказывают, как он, например, кричал на одну из сотрудниц «Брысь отсюда, ведьма!» и даже написал заявление в прокуратуру о том, что в 38-й поликлинике воруют деньги.

Спасибо, что не привлекли

Одновременно развивалась и история с попыткой привлечь бывшего главного врача 38-й поликлиники, медицинского чиновника со стажем Сергея Меркулова к уголовной ответственности.

Напомним, Меркулов в своё время отвечал за распределение денег в Территориальном фонде ОМС Петербурга, то есть занимал должность, с которой начинал большую карьеру нынешний председатель комитета по здравоохранению Валерий Колабутин. После череды ротаций в апреле 2014-го Меркулова назначили главным врачом 38-й поликлиники. Одним из его «зверств» на этом посту стало увольнение 31 декабря перед самым новым годом пятерых водителей скорой помощи без оплаты отработанных свехурочных часов и неиспользованных отпусков за пять лет.

В конце марта 2016-го двое бывших водителей «скорой» написали заявление в Управление экономической безопасности ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. В заявлении говорилось о возможной незаконной предпринимательской деятельности Меркулова в связи с организацией медпунктов на закрытых территориях проектного института «Гипроспецгаз», НИИ конструкционных материалов «Прометей» и в Центральном научно-исследовательском институте материалов.

В ходе проверки данных фактов экономическая полиция установила, что со счетов этих трёх организаций за период с 23 апреля 2014 года по 20 июня 2016 года на счёт 38-й поликлиники поступило более 5,1 млн рублей, при этом медицинские услуги были оказаны без соответствующей лицензии.

Кроме того, заявители сообщили, что Меркулов, возможно, злоупотребляет должностными полномочиями, получая надбавку в размере 25 % от оклада врача-статистика, тогда как сам никогда эти обязанности не исполнял, а лишь подписывал сформированные статистические отчёты, что и так входило в его обязанности.

После продолжительного процессуального футбола между экономической полицией и следственным отделом СК по Центральному району итоговая проверка последнего 23 декабря 2016 года закончилась отказом в возбуждении уголовного дела.

Следственный отдел заключает, что вопреки утверждению заявителей Меркулов выполнял свою работу честно и добросовестно. Ведомство установило, что при назначении на должность отдел здравоохранения Центрального района не создавал комиссию по передаче главврачу документов и материальных ценностей поликлиники. Вероятно именно это, по мнению следственного отдела, послужило причиной того, что при Меркулове продолжалось действие договоров на медпункты на территории режимных предприятий, которые были заключены ещё до его назначения главным врачом.

Согласно позиции следственного отдела, в 2015 году юристу поликлиники Бурмистровой было поручено провести инвентаризацию всех договоров. Были выявлены самые различные нарушения, что привело к расторжению всех трёх договоров на медпункты. Следственный отдел обтекаемо определил, что расторжение произошло в первом квартале 2016 года. О том, что это произошло после первых проверок экономической полиции, следственный отдел молчит. Не упоминают следователи и о том, что подпись именно Сергея Меркулова стоит на договорах 2014 года об этих медпунктах. Создаётся впечатление, что следственный отдел попросту потерял договоры, переданные ему экономической полицией среди материалов проверки.

По мнению следователей, Меркулов не имел никакой личной материальной или иной заинтересованности в этих медпунктах, поскольку все вырученные за них средства шли на счёт поликлиники и тратились на доплаты работавшим там врачам. Однако это не исключает ситуацию, когда главврач может получать часть таких бонусов врачей в собственный карман. А иначе зачем организовывать осуществление медицинской деятельности по тем адресам, которые не указаны в лицензии и уставе поликлиники?

Что касается доплаты Меркулову 0,25 ставки врача-статистика, то она, по мнению следственного отдела, абсолютно заслужена. Главврач добросовестно лично выполнял эту работу, внедрял новые методики и вообще редко уходил домой раньше 20 часов. Не будем комментировать довод следователей, пусть читатели из бывших и нынешних работников сами всё рассудят.

Постановление следственного отдела об отказе в возбуждении уголовного дела против Меркулова интересно ещё и тем, что в нём отдельно оговорена возможность привлечения к ответственности самих заявителей. Следственный отдел посчитал несправедливым привлекать их к уголовной ответственности за заведомо ложный донос, указав, что водители «скорой» попросту объективно заблуждались, поверив ходившим в поликлинике слухам.

Закончим любопытной деталью. Уже после получения водителями постановления об отказе в возбуждении дела, их обоих в неофициальном порядке звонком на сотовый вызывала юная следователь Яна и расспрашивала про диспансеризацию. Больше всего следователя интересовало, кто же надоумил шофёров написать заявление в полицию. Но беседы не получилось, поскольку оба бывших водителя отказались от такого неофициального допроса. Уже уходя один из бывших водителей так и сказал девушке: «Что это вы Меркулова-то выгораживаете?» А в ответ услышал: «И чего вы добились своим заявлением? Он и так неплохо сидит», – имея в виду, конечно же, должность исполнительного директора петербургского филиала СОГАЗа, которую Меркулов занял после ухода из 38-й поликлиники.


                       Кирилл Чулков, фото с сайта http://www.news-centre.ru/: сидит – заместитель главы администрации Центрального района Алексей Кучерявый; жмёт руку слева – начальник отдела здравоохранения районной администрации Сергей Беженар; жмёт руку справа – глава администрации Центрального района Андрей Хлутков.