И вечный суд. Дела четырех несогласных: оправдать – можно, простить – нельзя

Четверка несогласных: экс-представитель Европейского союза в Северо-Западном регионе, консультант ОБСЕ, гражданин Франции Максим ФИЛНДРОВ, специалист по служебному собаководству Сергей НИКОЛАЕНКО, редактор интернет-сайта Сергей ВОРОНЧИХИН и 66-летняя пенсионерка-блокадница Вера ВИНОГРАДОВА прославились в Петербурге своими судебными мытарствами. Каждого из них с момента задержания уже около двадцати раз вызывали на заседания. Служители Фемиды разных уровней дважды обвиняли и дважды оправдывали этих участников апрельского Марша несогласных. Что, однако, не мешает судьям по-прежнему выяснять: виновны ли (как настаивает прокуратура и милиция) те, которые с точки зрения многочисленных свидетелей и просто здравого смысла ни в чем не виноваты?..

Два новых процесса состоялись 25 и 26 июля, но как минимум два слушания – еще впереди. Знаменитую четверку (Филандров, Николаенко, Ворончихин, Виноградова) судить продолжают с завидным упорством. На прошлой неделе несогласных в суд вызывали только за тем, чтобы еще раз убедиться: «действительно, ничего противоречащего закону обвиняемые не совершали».

Напомним вкратце («Новая» подробно освещала эту историю — см. №№ 28-30, 34 за 2007 год): 15 апреля, в день проведения второго петербургского Марша несогласных, бойцы ОМОНа, дежурившие у Смольного и уже уставшие от собственного бездействия, заметили на одной из скамеек парка пятерых подростков, рисовавших плакат: «Это наш город». Дети с кисточками подействовали на омоновцев как красная тряпка на быка. Крепкие мужчины с дубинками налетели на юных художников сзади и начали бить. Сергей Ворончихин в это время гулял в парке и общался по телефону. «Прикинь: здесь детей бьют», — сказал он собеседнице, чем страшно разгневал пробегавших мимо блюстителей порядка. Один из них, заметив: «тут никого не бьют», тут же ударил Ворончихина дубинкой по голове. После этого омоновцы переключились на редактора. За него вступился сидевший на лавочке неподалеку Сергей НИКОЛАЕНКО – досталось и ему. А вслед за тем и французскому гражданину Максиму Филандрову, который ожидал друга возле английского консульства на площади Пролетарской Диктатуры и пытался заснять происходящее на фотоаппарат. Всех троих скрутили и запихнули в милицейский автобус.

Пенсионерка ВИНОГРАДОВА на тот момент ни за кем не бежала, ни за кого не вступалась, ничего не фотографировала. Но сидела рядом и все видела, поэтому была задержана «за компанию». Согласно милицейским протоколам, «несогласных» обвинили в «мелком хулиганстве», «нецензурной брани», «сопротивлении сотрудникам правоохранительных органов», а Вере Павловне вменили в вину «одиночное пикетирование».

7 мая мировой судья Игорь Гучинский впервые оправдал всю четверку. Но такого «гуманизма» не стерпел прокурор Центрального района Петербурга Дмитрий БУРДОВ и вынес протест. Судебные разбирательства завертелись по кругу...

Последние решения мировой суд вынес 14 и 15 июня. Из них следовало, что Филандров, Николаенко и Ворончихин «признаны невиновными в связи с отсутствием события преступления». А 66-летняя ВИНОГРАДОВА обвиняется «в нарушении порядка проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования». В начале июля Вера Павловна в ответ на вердикт судьи направила жалобу в Страсбург в Европейский суд по правам человека и одновременно обжаловала обвинительное решение мировой судьи Натальи ГРИБИНЕНКО в вышестоящей инстанции. Смольнинский районный суд рассмотрел жалобу Виноградовой 25 июля и, отменив предыдущее решение мирового суда, отпустил пенсионерку-блокадницу с чистой совестью.

Между тем, не стерпев вторичного оправдания Филандрова, Николаенко и Ворончихина, прокуратура Центрального района города 13 июля опять опротестовала теперь уже июньское судебное решение. Всем троим участникам процесса разослали новые повестки с приглашением явиться 26 июля. Однако на назначенное заседание в Смольнинский районный суд смог прийти только Сергей Ворончихин. На фоне вышеописанных событий у инвалида второй группы Сергея Николаенко случился сердечный приступ, и он сейчас находится в реабилитационном центре. А гражданина Франции Максима Филандрова в настоящий момент в Петербурге просто нет. Поэтому слушания по их делам перенесены на август.

Рассмотрев протест прокурора Дмитрия БУРДОВА в отношении Сергея ВОРОНЧИХИНА, судья Смольнинского районного суда Надежда КОРОЛЕВА сочла возражения необоснованными, и 26 июля вновь оправдала редактора. Очередные решения по делам Виноградовой и Ворончихина уже вступили в законную силу. Однако в течение года в порядке надзора они могут быть обжалованы в городском суде. Еще, кстати, есть Верховный суд, есть и высший. До какой инстанции готовы идти те, кто никак не может согласиться с невиновностью четверки несогласных?

Нина ПЕТЛЯНОВА

Новая газета в Санкт-Петербурге