Эксперты не увидели призыва к уничтожению милиционеров в предложении юзера terentyev сжигать «неверных ментов»

Сегодня, 27 августа, обвиняемый в совершении преступления по признакам разжигания социальной розни 22-летний сыктывкарский рок-музыкант Савва Терентьев закончил ознакомление с материалами возбужденного городской прокуратурой уголовного дела. Дело № 5254001, в котором содержатся протоколы обыска и осмотра изъятого у г-на Терентьева компьютера, протоколы допросов пользователей сервиса livejournal.com и журналистов, бравших у музыканта интервью, заключения экспертов и специалистов в области высоких технологий, запросы в различные инстанции, характеристики на подозреваемого и прочие материалы, насчитывает сотни страниц.

Напомним, уголовное дело по признакам разжигания социальной розни в частном интернет-дневнике было возбуждено в феврале 2007 года после того, как оперуполномоченный отдела по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (отдел «К») МВД РК Николай Сичкарь обнаружил в блоге suranov.livejournal.com комментарий пользователя под ником terentyev, в котором последний вступил в дискуссию о работе отдела «К» накануне парламентских выборов. Помимо прочего, terentyev высказался в том духе, что «неверных ментов было бы неплохо сжигать на Стефановской площади».

Задетый, видимо, за живое, сотрудник отдела «К» написал начальству рапорт об обнаруженных им в ходе просмотра «свободно циркулирующей информации в сети интернет» «признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282». По мнению оперативника, комментарий «неустановленного лица под псевдонимом terentyev» призывал «к осуществлению экстремистской деятельности». Николай Сичкарь просил у главы МВД РК разрешения на предмет проверки. И он его получил.

Г-н Сичкарь, как следует из его объяснений следователю прокуратуры Сыктывкара, вычислил пользователя под ником terentyev нехитрым путем: перейдя по ссылке в блог terentyev.livejournal.com, он обнаружил там ссылку на сайт projecta.by.ru, где были указаны телефоны, один из которых, как показал соответствующий запрос оператору связи, принадлежал некоему Терентьеву С. С. Как пояснил оперуполномоченный, «проверив по адресному бюро», он выяснил, что «гр. Терентьев Савва действительно существует».

Спустя месяц к «действительно существующему» музыканту Савве Терентьеву нагрянули с обыском сотрудники прокуратуры вместе с г-ном Сичкарем и изъяли компьютер. Узнав, что является подозреваемым в уголовном преступлении, г-н Терентьев авторство комментария не признал и воспользовался своим конституционным правом не свидетельствовать против себя, чем усложнил работу следствия.
Органам пришлось изъять для лингвистической экспертизы сочинение г-на Терентьева «Добро и зло в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», написанное им в 2002 году на вступительных экзаменах в Коми пединституте. Но сочинение мало чем помогло: проводившая сопоставление текстов эксперт Сыктывкарского госуниверситета Наталья Сергиева затруднилась с определением авторства скандального комментария в интернет-дневнике «в силу небольшого объема текста», а также в связи с тем, что «исходный текст и текст сочинения С. С. Терентьева существенно различаются в жанровом и стилистическом отношении, что делает затруднительным их корректное сравнение». Затруднения эксперта могли носить вполне объективный характер, поскольку из неофициальных источников выяснилось, что г-н Терентьев вступительное сочинение попросту списал.

Г-жа Сергиева, впрочем, косвенно поддержала претензии органов к юзеру terentyev, высказав мнение, что комментарий «прямо содержит призыв к разжиганию розни, ненависти и насильственным действиям по отношению к конкретной социальной группе, в данной ситуации к сотрудникам милиции». При этом эксперт-лингвист не взялась определить, являются ли указанные сотрудники «отдельной социальной группой». Зато другой эксперт – этнограф Юрий Шабаев – пришел к заключению: «по профессиональному признаку работники органов милиции являются социальной группой, точнее – социально-профессиональной».
Любопытно, что еще 6 марта следователь Сыктывкарской прокуратуры Ильнар Гараев, изучив все имеющиеся на тот момент материалы дела, вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам разжигания социальной розни за отсутствием состава преступления, однако 13 марта зампрокурора Сыктывкара Юрий Рудометов отменил постановление своего подчиненного, возвратив материалы г-ну Гараеву «для дополнительной проверки и устранения недостатков». Спустя два дня после решения г-на Рудометова и произошел обыск в квартире Саввы Терентьева.

Изъятый оперативниками в ходе обыска компьютер выдал малозначимую для следствия информацию. На жестком диске сохранились лишь фотографии, «схожие с аватаром» (картинкой пользователя livejournal.com), музыкальные файлы и т. п. На то, что оперативники тщательно искали хоть какие-то зацепки признаков социального экстремизма, указывает фрагмент протокола осмотра конфискованного софта: «Внимание понятых обращено на имеющийся в указанной папке файл формата Microsoft Word «ХУЕВО.doc».
Тогда следствие инициировало выявление аудитории блога suranov.livejournal.com, где был оставлен комментарий юзера terentyev. Одним из первых опрошенных стал владелец вышеназванного блога, предположивший, что кроме него самого, юзера terentyev и отдела «К», вряд ли кто мог прочитать уже удаленный к тому времени из его дневника крамольный комментарий.

Следователь Сыктывкарской прокуратуры Светлана Липина (дело в общей сложности вели четыре следователя) поручила начальнику Управления ФСБ РФ по РК Николаю Пиюкову «установить пользователей, посетивших вышеприведенный сайт и лиц, с которыми общался в период, когда был оставлен комментарий, пользователь, использующий псевдоним terentyev».

В ходе оперативных мероприятий было установлено 15 юзеров ресурса livejournal.com, проживающих в Сыктывкаре, восемь из которых идентифицировать не удалось. Остальных поочередно вызывали на допрос либо в прокуратуру, либо в отдел «К» республиканского МВД, имевший к тому времени опыт общения с местным интернет-сообществом после нашумевших поисков владельца дневника torlopov.livejournal.com по просьбе заместителя главы РК Алексея Чернова. Впрочем, как следует из показаний, никто из них не признался в том, что читал ту самую запись юзера terentyev.

Читатели злосчастного комментария все-таки нашлись. В деле имеются показания свидетеля Дмитрия Сафонова – соседа Николая Сичкаря по кабинету, который, с его же слов, знал о том, что г-н Сичкарь занимается поиском автора комментария. Из показаний г-на Сафонова: «Мне стало интересно, кто разместил такую запись, поэтому я сел за компьютер, оснащенный выходом в сеть интернет, и ввел адрес того интернет-дневника, нашел новость с названием «Киберполицию юзают на выборах», и к этой новости было размещено несколько комментариев, самый большой комментарий был оставлен пользователем terentyev, этот комментарий меня возмутил, так как в нем говорилось о том, что в милицию идут работать только самые тупые».

Чтобы установить авторство комментария, прокуратура взялась опрашивать журналистов, бравших у Саввы Терентьева интервью. Следствие интересовалось, не проговорился ли г-н Терентьев, комментируя сложившуюся вокруг его имени скандальную историю, в том, что юзер terentyev – это он, и существует ли аудиозаписи интервью. В число допрошенных попали журналист агентства «БНКоми» Алексей Лазарев и продюсер московского бюро BBC Russian Павел Бондаков, которому пришлось давать показания следователю ГУВД Москвы по запросу, поступившему от коллег из Сыктывкарской прокуратуры. Как оказалось, аудиодоказательства интервью в обоих случаях не сохранились.

Тем не менее, 9 августа Сыктывкарская прокуратура предъявила Савве Терентьеву обвинение в разжигании социальной розни. Основанием послужила социогуманитарная экспертиза, проведенная четырьмя местными учеными (Юрием Шабаевым, Петром Котовым, Игорем Гончаровым и Михаилом Мелиховым). Данное экспертное заключение под номером 13 еще в вводной части, что называется, априори дает оценку исследуемому тексту: по мнению ученых, юзер terentyev «в оскорбительной форме характеризует милицию в целом и предлагает пользователям сети способы воздействия на нее». Эксперты сошлись во мнении, что «сотрудники милиции являются социальной группой, поскольку они объединены в единую социальную страту на основе рода занятий», что «автор анализируемого материала поставил перед собой цель возбуждения именно ненависти к представителям определенной социальной группы», а «перенесение качеств уголовных преступников на работников правоохранительных органов следует рассматривать как дискредитацию главной функции сотрудников милиции – быть хранителями закона и правопорядка».

Впрочем, эксперты не обнаружили в комментарии никаких призывов: «В финале текста автор предлагает устраивать на Стефановской площади публичные казни «неверных ментов»... Но в данном предложении отсутствует призыв к физическому истреблению сотрудников правоохранительных органов».

Сегодня, 27 августа, обвиняемый Савва Терентьев со своим адвокатом Владиславом Косныревым закончили изучение материалов и заявили ходатайство о прекращении дела за отсутствием состава преступления.

Борис Суранов

© Зырянская жизнь

Республика Коми