Хит недели – 60 лет назад, 17 июля 1944 года по Москве провели 55 тысяч немецких военнопленных

<z>Ирина Точилкина, заведующая научно-просветительским отделом Музея обороны и блокады Ленинграда:</z>
Я категорически против создания мемориалов на местах немецких захоронений. Мне эта идея в принципе не нравится. Их никто сюда не звал. А голодом морили моих родственников. Я считаю, надо сначала поименно назвать всех наших погибших солдат. Это мое личное мнение, а не мнение руководства музея. Возможно, что никто в городе его не разделяет. Дайте сначала достойную старость нашим старикам и старухам. А потом, когда все будет хорошо, можно позаботиться и о могилах врагов.
<z>Начальник Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат педагогических наук, профессор, академик генерал-майор Михаил Тарасов:</z>
Я положительно отношусь к созданию в России мемориалов на местах захоронений немецких и других солдат, переступивших наши границы в период боевых действий. Их заставили придти к нам политики. Если солдат погиб, его, конечно, надо похоронить и как-то обозначить это место… Безусловно, следует сначала наши могилы в порядок привести, а потом уже о других думать.
Что касается создания совместного мемориала советским и немецким солдатам, то, на мой взгляд, надо поставить совместный памятник дурости политиков, которые не задумываются о будущем человечества…
<z>Владимир Печура, командир поискового отряда «Мга»:</z>
Солдат есть солдат. Были эсэсовцы, каратели – ну, так и наши полицейские были не лучше. Но, вы знаете, внутренне нехорошо как-то, что немцы на своих деньги находят, а мы на своих – нет. Сколько я ветеранов знаю, им не нравится, что наши захоронения в запустении находятся. А с молодыми немцами, которые приезжают ухаживать за немецкими могилами, я общался. Ну что сказать? Молодежь вообще сейчас совсем другая. Они, кстати, наводят порядок и на наших захоронениях. Рядом с Лезье, где немецкое военное кладбище, есть поселок. Немцы обещают провести там водопровод, канализацию. Все же разваливается. Что касается поиска наших солдат, то я и как командир поискового отряда, и как атаман Кировского казачьего войска делаю все, что могу. Мы нашли и захоронили больше тысячи человек.
<z>Ула Вольф, руководитель языкового отдела Немецкого культурного центра имени Гете в Санкт-Петербурге:</z>
В прошлом году мы устраивали выставку «Сологубовка/Россия.2000-2003». Она как раз была посвящена этой теме, именно здесь, в этой деревне находится одно из самых больших захоронений немецких солдат в России.
Несомненно, память о миллионах погибших русских могла послужить причиной отрицательного отношения к немецким военных захоронениям, но мне кажется, что совместные мемориалы русским и немецким солдатам возможный путь к взаимопониманию.
Я слышала, что многие русские считают несправедливым - содержать немецкие захоронения на русской земле, в то время, когда многие русские солдаты до сих пор не похоронены. Российские же власти, судя по всему, отнеслись более благосклонно к созданию и благоустройству мемориальных немецких кладбищ.
Наш центр считает своей важной задачей заниматься культивацией идеи уважения и памяти. Проводим конкурс среди школьников России и Германии, реализуем совместный проект с Монументом героическим защитникам Ленинграда.