Авторский гоп-стоп

Следствие
Следствие, проведенное по данному делу Таганской межрайонной прокуратурой города Москвы, длилось два года и трижды за это время прекращалось за якобы отсутствовавшим составом преступления. Однако адвокатам Александра Яковлевича трижды удавалось обжаловать эти действия следователей. Последнее постановление о прекращении уголовного дела «заломал» ни кто-нибудь, а сам заместитель Генерального прокурора России Колмогоров. Высокое следствие считает, что нарушение авторского права Александра Розенбаума произошло при издании московскими компаниями «Лига прав», «Мастер Саунд» и «Квадро Диск» компьютерных дисков так называемой «Золотой серии», состоящей в общей сложности из 21 альбома.
Обсуждали – веселились
На состоявшемся суде в качестве обвиняемого был назван некто Игорь Маматов, работавший на момент возникновения спорных отношений исполнительным директором издательства «Лига прав». В ходе судебного следствия доверенное лицо Александра Розенбаума – директор студии «Ночное такси» Александр Фрумин, кроме прочего, показал, что между ним и директором московской фирмы «Мастер Саунд» – Севастьяновым существовали давние деловые отношения. Начиная с 1994 года, московская фирма «Мастер Саунд» выпустила в общей сложности шесть альбомов Александра Розенбаума, приобретя тем самым исключительное право на их распространение.
В 1997 году свидетель Фрумин, будучи лицом, представлявшим интересы Розенбаума, передал Севастьянову мастер-диски, необходимые для изготовления шестнадцати альбомов и аудио-кассет «Золотой серии». Издание этой серии планировалось осуществить на базе фирмы «Мастер Саунд». Осенью того же года Севастьянов сообщил Фрумину о том, что у его фирмы имеется дочернее предприятие, – издательство «Лига прав». И тогда же предложил заключить с ним договор на издание «Золотой серии». Тогда же он познакомил Фрумина – обладателя смежных прав на фонограммы Розенбаума – с директором «Лиги прав» – Игорем Маматовым, который и предложил директору студии «Ночное такси» подписать проект авторского договора. По нему Розенбаум должен был передать «Лиге» отнюдь не право на распространение музыкальной продукции на определенный срок, а ни много, ни мало, свои авторские права. Кроме этого, в договоре якобы шла речь вовсе не об упомянутых альбомах «Золотой серии», а о музыкальных произведениях. И, поскольку основной интерес автора заключался не в продаже своих авторских прав, а в выпуске всех альбомов, то Фрумин, как это опять же следует из его показаний в суде, отказался подписывать такой договор.
Но в июле 1998-го чудесным образом из Москвы стали приходить сообщения о том, что ЗАО «Лига прав» предлагает вниманию широкой публики свой каталог, в который включены все песни Александра Розенбаума. Разумеется, Фрумин выразил Маматову свое недовольство тем, что возглавляемая тем фирма незаконно торгует правами его доверителя. В ответ услышал, что это – всего лишь реклама. И все же, желая пресечь несанкционированное издание своих произведений, Александр Розенбаум написал Фрумину письмо, в котором потребовал забрать из ЗАО «Мастер Саунд» мастер-диски и повременить с выпуском «Золотой серию». То же самое Фрумин чуть позже потребовал от Севастьянова, который заверил его в том, что выпуск «Золотой серии» будет осуществлен его фирмой значительно позднее. На такой поворот событий Фрумин согласился. И казалось, что конфликт исчерпан.
Обман или ошибка?
Гром грянул тогда, когда владелец авторских прав – Александр Розенбаум и его доверенного лица узнали о том, что диски «Золотой серии» поступили в продажу. В комплекте был двадцать один диск, оформление которых, по мнению потерпевшей стороны, не соответствовало необходимым требованиям полиграфии и дизайна. Не было на дисках и выходных данных. Но самым досадным было то, что в «Золотую серию» был включен альбом «Одиннадцать лет спустя», который ранее никогда не издавался и который, со слов Фрумина, был передан Севастьянову только для ознакомления. В данный альбом была включена запись первого выступления Розенбаума с ансамблем братьев Жемчужных. И во время концерта произносились слова, не адресованные широкой публике. Понятно, что подобный «домашний концерт» Розенбаум обнародовать не намеревался.
Отвечая суду на вопрос: «Как такое могло случиться?», свидетель Фрумин пояснил, что выпуск дисков «Золотой серии» осуществила московская фирма «Квадро Диск», директор которой в оправдание своих действий предъявил Фрумину соглашение между ЗАО «Лига прав» и ООО «Квадро диск», по которому последний получил лицензию на тиражирование произведений Розенбаума. Хотя по закону для этого требовалось изначальное согласие автора и его доверенного лица в форме письменного договора. И такой договор, как это ни покажется странным, был, хотя Фрумин его не подписывал.
В итоге все объяснилось довольно просто. Весь фокус с подписью состоял в том, что в то время, когда между Фруминым и Севостьяновым существовали дружеские отношения, они передали друг другу несколько «карт-бланшей» с реквизитами сторон, подписями и печатями. Один из таких бланков и был использован для изготовления спорного договора.
Однако у представшего перед судом Маматова, имелся на это свой собственный взгляд. Если верить его показаниям, то он вел переговоры с Фруминым о получении его издательством авторских прав на произведения Розенбаума, входящих в «Золотую серию». И такой договор был со временем ими подписан. К договору была приложена нотариально заверенная копия доверенности, подтверждающая полномочия Фрумина, как доверенного лица Александра Розенбаума. Но, заметим, что если такой договор действительно был подписан Фруминым, то и при таком раскладе авторские права Александра Розенбаума не могли автоматически перейти к «Лиге прав», так как сам Фрумин этими правами не обладал. Разговор мог идти лишь о переходе смежных прав. Но смежные и авторские права – это, как любят говорить в Одессе, две большие разницы.
Вторая странность состояла в том, что Игорь Маматов как раз и обвинялся в том, что, имея умысел на нарушение авторских прав Александра Розенбаума, не заключил с ним авторского договора. И все же подписал лицензионное соглашение № Л-30-98 с 000 «Квадро Диск» о предоставлении этой фирме разрешения на воспроизведение промышленным способом в форме звуковой записи и дальнейшее распространение альбома «11 лет спустя» в количестве 1 000 штук, на котором звучали песни: «На улице Марата», «Прости – прощай», «Зойка», «Казачья песня», «Песня коня казацких кровей» и т. д. В итоге следствие пришло к выводу, что своими действиями подсудимый Мамонтов причинил певцу Розенбауму материальный ущерб в размере 5 000 долларов США.
Требуем «доследа»
Не будучи удовлетворены результатами следствия, адвокаты потерпевшей стороны обратились к суду с ходатайством о направлении дела на дополнительное расследование. Предметом «доследа», по их мнению, должно было стать расширение объема обвинений, предъявленных Маматову, привлечение к уголовной ответственности гендиректора фирмы «Мастер Саунд» Севостьянова и присвоение господину Фрумину процессуального статуса – «потерпевший».
Таганский суд удовлетворил это ходатайство в полном объеме и направил дело для допрасследования Таганскому межрайонному прокурору города Москвы.
Еще через полгода, рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу гражданина Маматова и протест Таганского межрайонного прокурора Центрального административного округа города Москвы, городской суд Москвы отклонил обе эти бумаги, признав тем самым решение Таганского суда о направлении дела на дополнительное расследование вполне законным и обоснованным. В своем определении кассационная инстанция указала на то, что гражданину Маматову предъявлено обвинение в незаконном использовании объектов авторского права. В связи, с чем ему следует увеличить объем обвинения. Так как постановление следователя об исключении из обвинения Маматова ряда эпизодов является неправомерным.
Кроме этого, Мосгорсуд не согласился с решением органов предварительного следствия о прекращении уголовного дела в отношении Севастьянова – генерального директора ЗАО «Мастер Саунд» в виду отсутствия в его действиях состава преступления. Как следует из постановления Таганского суда, основанием к принятию такого решения стало наличие договора № Д-3-97 между «Мастер Саунд» и Александром Розенбаумом в лице студии «Ночное такси» о передаче мастер-записей альбомов автора для производства тиражей с передачей эксклюзивного права на использование принадлежащих правообладателю записей, скомпонованных в альбомы. Но, как видно из материалов дела, Севастьянов заключил от имени «Мастер Саунд» договор с ООО «Квадро Диск» на тиражирование звукозаписей не только тех, что были указаны в приложении к упомянутому договору, но также и на те, на которые ЗАО «Мастер Сунд» никаких прав не имел. Чего не отрицает и сам Севастьянов.
Обосновывая свою позицию, кассационная инстанция Мосгорсуда указала также и на неполноту следствия, которая, в частности, выразилась и в отсутствии автороведческой экспертизы. Без нее трудно говорить о размере, причиненного автору ущерба.
И, так как часть первая статьи 146 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное использование объектов авторского права, то в соответствии со ст. 68 УПК РСФСР вину за это должно доказывать следствие.