СЕРГЕЙ КУЗЬМИЧ ВЯЗЬМИТИНОВ главнокомандующий в Санкт-Петербурге в 1805—1808 и 1812—1816 гг., генерал-губернатор Санкт-Петербурга в 1816—1818 гг.

В 1794 г. Сергея Кузьмича ввели в состав Сената и назначили на пост симбирского и уфимского генерал-губернатора. В следующем году, при возникновении беспорядков среди киргизов Уфимского наместничества, Вязьмитинов во главе Оренбургского корпуса быстро восстановил спокойствие в мятежном крае. После получения чина генерала от инфантерии он вышел в отставку (1799), но уже в 1801 г. вновь вернулся на службу и получил в управление Черниговскую и Полтавскую губернии.
В 1802 г. Сергей Кузьмич стал первым в истории России военным министром. В 1805 г., отбывая на войну с Францией, Александр I доверил ему еще и управление столицей, присвоив, по причине военного времени, звание не генерал-губернатора, а главнокомандующего в Санкт-Петербурге. За время пребывания Вязьмитинова в этой должности список столичных архитектурных памятников пополнился новыми шедеврами. В 1806 г. на стрелке Васильевского острова были сооружены Ростральные колонны, ставшие впоследствии еще одним символом столицы. Тогда же построили Полицейский (ныне Зеленый) мост через Мойку.
В 1808 г. из-за ухудшившегося здоровья Сергей Кузьмич вторично вышел в отставку. Однако вскоре ему вновь пришлось вернуться на службу, заняв одновременно должности председателя Комитета министров, министра полиции и столичного главнокомандующего. Во время Отечественной войны 1812 г. Вязьмитинов многое сделал для подготовки города к обороне, а также для формирования новых частей. Угроза со стороны наступавших французов была настолько серьезной, что в Петербурге начали готовить к эвакуации документы государственных архивов, культурные ценности и даже знаменитого Медного всадника. К счастью, благодаря победам войск П. Х. Витгенштейна, противнику пришлось отказаться от захвата русской столицы.
В 1816 г. после завершения войны с Францией должность «главнокомандующего в Санкт-Петербурге» была упразднена, и Вязьмитинов стал именоваться генерал-губернатором. Однако уже в 1818 г. он покинул этот пост, получив на прощание графский титул. В следующем году Сергей Кузьмич скончался, причем смерть верного слуги очень огорчила императора. Большинство современников с симпатией относились к Вязьмитинову, но частенько иронизировали по поводу его раболепия перед вышестоящими. Ф. Ф. Вигель писал: «Покорность к предержащей власти была девизом старика Сергея Кузьмича. Его доброта и честность были столь же известны, как ум его и деятельность. Трудолюбием и долговременною беспорочной службою единственно попал он, наконец, в люди. К сожалению, нахождение его в малых чинах при лицах строгих и не весьма вежливых начальников оставило в нем какое-то раболепство. Ни английского, ни какого другого иностранного, в нем решительно ничего не было, в нем также никто не мог бы узнать и древнего русского барина, а старинного, честного верного и преданного русского холопа…»