Прощай, палладий!

<z>Кис-кис-кис…</z>
К сожалению, пока если и возбуждаются уголовные дела по этому поводу, то в основном за незаконный перевоз и хранение драгсодержащих материалов – не за хищение. Но и эти дела продвигаются с большим скрипом, и зачастую разваливаются еще до суда или уже в суде. Причины самые банальные – уровень технического оснащения преступных групп превосходит материальные возможности милиции. Следователям и операм приходится изрядно помучаться, чтобы отслеживать и разоблачать преступные цепочки, работающие в данном направлении. И уж тем более доказать умысел. Как поведал нам один из Мурманских оперативных сотрудников, при попытке привлечь за хранение палладиевой шихты задержанные обычно уверяют, что понятия не имеют о ее стоимости. Они используют порошок исключительно в качестве песка для своей любимой кошки – очень удобно и животное довольно. Как правило, кошки горой стоят за своих хозяев и показаний их не опровергают.
А схема передвижения груза типична. Незаконным способом у военных скупаются либо сами кассеты, либо шихта, уже выковырянная из них. Проводится анализ в лаборатории для определения процентного содержания палладия и его стоимости. Потом все это сокровище везут в Санкт-Петербург, а оттуда продают в страны Прибалтики на благо процветания соседей.
Мурманские правоохранительные органы давно и серьезно пытаются обезвредить такие группы. И, несмотря на все вышеописанные сложности, кое-чего уже добились в этой борьбе. Одно из уголовных дел подобного рода как раз сейчас рассматривается в Мурманском суде. Оперативники долго наблюдали за деятельностью некой группы и, улучив момент, когда наши герои везли сбывать достаточно крупную партию палладиевой шихты, задержали. По версии следствия, все было так. Двое граждан закупили 160,45 килограмма угольно-палладиевого катализатора. Палладия там оказалось 2,81 килограмма по цене 425,54 рубля за грамм.
Дальше они договорились, что везут палладий сначала в Оленегорск на «девятке», там перегружают его в другой автомобиль. Потом один из соучастников отгоняет «девятку» обратно в Мурманск, а другой везет шихту в Петербург для продажи. Задержали их как раз в момент перегрузки возле кафе «Таможня» недалеко от Оленегорска. Произошло это в начале года, а сейчас идет суд, и чем закончится – пока неясно. Ведь прецедентов по таким делам практически нет. Разве что один.
<z>Златоносные помойки</z>
По этому делу приговор состоялся в 2001 году. Угрехелидзе и Шерстюк скупали вышеописанные кассеты в Мурманске, куда их привозил гражданин Кондратьев из города Островного. У кого он там покупал все это добро – неизвестно. Задержали Кондратьева за хранение у себя дома драгсодержащего материала. В этот раз он приобрел палладий на свалке в Островном.
Так что Угрехелидзе с Шерстюком вынуждены были искать себе другого поставщика. Летом 2000 года они вступили в контакт с Панкратовым. Тот разживался палладиевой шихтой все в том же Островном на территории бывших военных химических складов и на территории бывших военных гаражей. Последний раз он незаконно приобрел 60 килограммов аллюминиево-палладиевого катализатора, в котором содержалось 856,51 грамма палладия. Поначалу он хранил кассеты у себя на квартире в Островном, а потом на теплоходе «К. Еланская» переправил в Мурманск, где они до поры до времени лежали у него дома.
В январе прошлого года он договорился с Угрехелидзе и Шерстюком о продаже своего сокровища. Они остановились на сумме 17 тысяч долларов за все сразу. А задержали их как раз после покупки, когда криминальная парочка выходила из подъезда Панкратовского дома с незаконным товаром. Надо заметить, что на суде действия всех этих лиц посчитали разрозненными. То есть существование организованной преступной группы не подтвердили.
А для выявления процентного содержания палладия в веществе и определения его стоимости Угрехелидзе и Шерстюк обратились к помощи двух сотрудниц лаборатории Полярного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО). На оборудовании ПИНРО было проведено не менее двадцати незаконных исследований. Правда, на суде начальника отдела оправдали, а осудили только сотрудника лаборатории, которая непосредственно проводила анализы.
<z>Дышите… не дышите</z>
Что же касается участия военнослужащих во всех этих махинациях, то все тут покрыто тайной, видимо военной. Дело в том, что палладиевые кассеты ставятся в отсеках, предназначенных для жилья. Функцию фильтровки воздуха могут выполнять и менее качественные марганцевые кассеты, но при возникновении аварийной ситуации, задымления марганцовая кассета не справится – моряки попросту могут задохнуться. Тем не менее матросы-срочники нередко, пользуясь возможностью нажиться, вытаскивают драгсодержащее оборудование, заменяя его на обычное. Маркировка перебивается, и подмену можно еще долго не обнаружить. Впрочем, на действующих кораблях подобные кражи единичны. По-настоящему масштабные хищения происходят при утилизации кораблей. По идее, списанные кассеты должны поступать в переработку и в любом случае использоваться на военных объектах. Но не секрет, что когда речь идет о государственном имуществе, всегда найдутся способы усыпить бдительность контролирующих структур, списать вожделенный палладий под другими номерами и в результате пустить «налево» дорогостоящее сырье. Не так давно два больших военно-морских начальника все-таки были осуждены за то, что в Гремихе прямо официально продавали шихту гражданским лицам. Но это, пожалуй, и все.