Ударить бы тендером по бартеру!

Тендеры или, иначе говоря, конкурсы дают возможность выбрать лучшего исполнителя работ на самых выгодных – для заказчика, разумеется, – финансовых условиях. Этот механизм позволяет существенно сэкономить бюджетные средства, а иногда и найти наиболее рациональное решение на будущее. Единственное, что для этого нужно, – желание чиновников поработать на общество.
В Ленинградской области, судя по происходящему, такое желание посещает должностных лиц нечасто. Более того, некоторые примеры их деятельности свидетельствуют о диаметрально противоположных намерениях.
Возьмем, в частности, недавнюю историю с закупкой оборудования для котельной в поселке Винницы Подпорожского района. 14 миллионов рублей (около 450 тысяч долларов) заплатил бюджет субъекта Федерации за, безусловно, необходимую накануне зимы технику. Но, стоит заметить, без всякого тендера и, как утверждают специалисты, по цене, не менее чем на треть выше рыночной. То есть потому эта цена и выше, что никто за выгодный заказ не конкурировал, а судьбу его решил генеральный директор ГУП ЖКХ «Ленжилкомсервис» господин Рассказов. Вернее, он распределил госзаказ якобы согласно указанию вице-губернатора области господина Григорьева, хорошо знакомого ему по работе в Тихвине.
И это далеко не единственный случай подобного чиновничьего землячества в Ленобласти. Таким способом приобретается значительная часть оборудования – от рубительных машин до автоматических котельных. В общей сложности на эти цели бюджет области выделил в последнее время 170 миллионов рублей, и едва ли мы ошибемся, если скажем, что процентов 20–30 этой суммы можно было бы сэкономить, устроив конкурсы. Можно с высокой степенью вероятности предположить, что какой-то там миллион-другой долларов осел в сейфах «своих» фирм. Что перепало при этом чиновникам, остается только догадываться.
Большинство крупных сделок по закупке оборудования на средства бюджета приходится на жилищно-коммунальную сферу. Сейчас ЖКХ разрабатывает программу реконструкции 176 котельных в населенных пунктах Ленобласти. Это очень серьезный проект, не только по размаху и сложности работ, но и в денежном эквиваленте. На его реализацию планируется затратить более 1 миллиарда 200 миллионов рублей. Эти гигантские средства (почти 40 миллионов долларов) предстоит освоить за пять лет, и предполагается, что более полумиллиарда областной бюджет выделит муниципальным образованиям в виде оборудования. Депутаты МО вряд ли с энтузиазмом воспримут такой способ финансирования, поскольку опасаются все того же бестендерного варианта. Получив «живые» деньги, на местах гораздо рачительнее с ними бы разобрались. Во всяком случае, втридорога покупать технику не стали бы. Но если программа будет утверждена, областные чиновники, вероятно, не упустят возможности «погреть руки» на реконструкции котельных. Благо механизм приобретения оборудования без тендеров, по слухам, уже отработан, «свои» и «чужие» давно определены, знай только работай «на благо народа».
Опасения в том, что никаких тендеров не будет, подтверждаются и историей с выбором разработчика этой самой программы. Ее создает ООО «НПО ЦКТИ», назначенное без конкурса. И чтобы обойти закон, комитет по ЖКХ, по слухам, оценил финансирование разработки на пару сотен рублей ниже порога, за которым тендер на «программирование» необходим, – 200 тысяч рублей. Пикантность ситуации еще и в том, что вышеназванное ООО является коммерческой структурой, преобразованной из отдела государственного предприятия «НПО ЦКТИ им. Ползунова», а уважаемое научное учреждение само является разработчиком газовых котлов.
А теперь догадайтесь с одного раза: предпочтет ли областная программа ЖКХ установку газовых котлов или котельных на древесных отходах? Ответ очевиден, несмотря на то, что для Ленинградской области использование древесных отходов значительно выгоднее уже сейчас. А в недалеком будущем, когда внутренние цены на газ как минимум сравняются с мировыми и вместе с ними вырастут до небес, эта программа может обернуться области сплошными убытками.
Но вряд ли так далеко вперед заглядывают областные чиновники вплоть до вице-губернаторов. Не очень понятно, почему смотрит на это сквозь пальцы и Валерий Сердюков. Или он не в курсе забав своих подчиненных, извлекающих из бюджета собственные выгоды? Ведь кому-кому, а губернатору об областной казне думать нужно денно и нощно, иначе ловкие коллеги, хорошо сработавшиеся на ниве жилищно-коммунальной или какой-другой сферы, не оставят в ней и цента. Им бартер всегда был милее тендера.